Офшорные компании и госзакупки. Как определить оффшорная ли фирма или нет? Оффшорные зоны в сфере налогообложения

Законопроект о запрете офшорным компаниям участвовать в закупках принят в третьем чтении

Для закупки консультационных услуг могут быть установлены дополнительные требования

Официально разъяснять нормы Закона N 44-ФЗ может только Федеральное Собрание РФ

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 23.02.2015 N Д28и-305

Ключевые слова: разъяснения Закона N 44-ФЗ; Минэкономразвития России

Законопроект о запрете офшорным компаниям участвовать в закупках принят в третьем чтении

К таким компаниям будут относиться юридические лица, если они зарегистрированы в государстве или на территории, включенных в перечень, который будет утвержден в соответствие с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.

Документ: проект Федерального закона N 694962-6 (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=694962-6&02)

Принят в третьем чтении Госдумой

Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок: об участниках закупок подробнее

Госзакупки: главные новости (http://www.consultant.ru/law/review/fed/fks2015-01-16.html): о запрете участия в закупке офшорным компаниям

Ключевые слова: офшорные компании; запрет на участие; Закон N 44-ФЗ

Для закупки консультационных услуг могут быть установлены дополнительные требования

Правительство РФ получило право с 1 июля определять дополнительные требования к участникам закупки консультационных, а также аудиторских и сопутствующих аудиту услуг. Данное изменение было внесено в ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Способ закупки, при котором возможно предусмотреть эти требования, не указан. Вместе с тем соответствующие изменения были внесены только в нормы Закона N 44-ФЗ, регулирующие проведение электронного аукциона.

В связи с отсутствием необходимого Постановления Правительства РФ остается нерешенным следующий вопрос: можно ли устанавливать такие требования не только для электронного аукциона, но и для иных способов закупок?

Аналогичное право Правительство РФ получило и в рамках осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ.

Документ: Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ

Ключевые слова: аудиторские и консультационные услуги; Закон N 44-ФЗ; Закон N 223-ФЗ.

Официально разъяснять нормы Закона N 44-ФЗ может только Федеральное Собрание РФ

Лишь такие разъяснения Закона N 44-ФЗ будут иметь юридическое значение. Данное мнение Минэкономразвития России основано на Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.11.1997 N 17-П.

Разъяснения, даваемые министерством, не являются официальными и общеобязательными. Они отражают позицию ведомства по вопросам применения положений Закона N 44-ФЗ.

В России продолжается неравный бой с офшорами. Насколько эта битва успешна, мы сейчас выяснять не станем. Нас больше интересует, как она отражается на системе госзакупок.

Закон о контрактной системе в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 227-ФЗ получил весьма интересную новую норму, касающуюся допуска к участию в российском госзаказе офшорных компаний. (Обзор редакций 44-ФЗ можно найти .

Как известно, до недавнего времени понятие участника закупки было максимально широким, позволяющим в общем случае приходить на рынок российского госзаказа физическим и юридическим лицам со всего света. Да, по факту «иностранец» не мог поучаствовать в закупках в электронной форме из-за проблем с получением электронной подписи, однако де-юре доступ к госзакупкам был открыт для представителей всех стран.

Вступила в силу новая редакция п. 4 ст. 3 44-ФЗ, исключившая из числа участников закупки юридические лица, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях. Выделены новые положения статьи:

4) участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

Часть 1 ст. 31 была дополнена лаконичным пунктом 10:

10) участник закупки не является офшорной компанией.

Интересно, что запретительные нормы были оформлены не только как требование к участникам, но и как исключение из самого понятия «участник». Вы с Каймановых островов? Вы теперь вообще не участник закупки! Такое построение норм, на мой вкус, является избыточным: участник не может быть офшорной компанией, а офшорная компания - участником.

Были введены механизмы реализации мер по блокированию участия офшоров в закупках. Механизмы получились различными в зависимости от способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс.

Участник закупки.

Комиссия заказчика.

Обязана проверять, что участник - не офшорная компания (см. ч. 8 ст. 31 44-ФЗ в новой редакции):

Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации.

Заказчик.

Электронный аукцион.

Участник закупки.

Ни подавая заявку, ни когда-либо ещё, не декларирует и никак не подтверждает, что он - не офшорная компания.

Комиссия заказчика.

Вправе проверять, что участник - не офшорная компания (см. ч. 8 ст. 31 44-ФЗ в новой редакции):

Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Заказчик.

Вправе, как и ранее, проверить и установить, что участник не соответствует требованию или представил недостоверные сведения о соответствии. Последствия - см. ч. 15 ст. 95 закона.

Оператор площадки.

На Оператора возложена новая функция по проверке соответствия участника требованиям. Ранее Оператор в силу закона о КС не проверял соответствие никаким требованиям. Статья 31 44-ФЗ дополнена частью 8.1:

8.1. Оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при его аккредитации на электронной площадке.

При этом расширен перечень оснований для отказа в аккредитации:

Оператор электронной площадки обязан отказать участнику электронного аукциона в аккредитации в случае непредоставления им документов и информации, указанных в части 2 настоящей статьи, или предоставления документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также в случае, если такой участник является офшорной компанией.

У всех уже аккредитованных на ЭП участников, являющихся офшорными компаниями, должна была быть прекращена аккредитация. Это тоже функция оператора ЭП (см. ч. 2 ст. 2227-ФЗ):

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона оператор электронной площадки прекращает действие аккредитации на электронной площадке участника закупки, не соответствующего требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона). При этом прекращается блокирование денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.

Запрос котировок.

Участник закупки.

Подавая заявку, отдельно не декларирует и никак не подтверждает, что он - не офшорная компания. Более того, сам факт подачи заявок признаётся декларированием (см. ч. 3.1. ст. 73 44-ФЗ):

3.1. Участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Однако на участника закупки возложена обязанность по подтверждению соответствия требованию при заключении контракта. Статья 79 дополнена ч. 11:

В случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Таким образом, при проведении запроса котировок подтвердить, что ты не являешься офшорной организацией, наиболее трудно. Стоит обратить внимание на то, что прямо не названо, в какой форме предоставляется выписка или её копия. Формально выписка уже не относится к заявке, поэтому может быть представлена в любой форме, в том числе электронной. Также вовсе не обязательно одновременно представлять выписку и подписанный контракт. Важно, чтобы это было сделано в отведённые сроки.

Комиссия заказчика.

Вправе проверять, что участник - не офшорная компания (см. ч. 8 ст. 31 44-ФЗ в новой редакции).

Заказчик.

Обязан признавать участника уклонившимся от заключения контракта в случае непредоставления выписки.

Вправе, как и ранее, проверить и установить, что участник не соответствует требованию или представил недостоверные сведения о соответствии. Последствия - см. ч. 15 ст. 95 закона.

Запрос предложений.

Участник закупки.

Так как требования к составу заявки по-прежнему прямо законом не регулируются, то заказчик вправе установить те или иные требования к документам, сведениям, подтверждающим соответствие требованию.

Комиссия заказчика.

Заказчик.

Вправе, как и ранее, проверить и установить, что участник не соответствует требованию или представил недостоверные сведения о соответствии. Последствия - см. ч. 15 ст. 95 закона.

Предварительный отбор.

Участник закупки.

Подавая заявку, отдельно не декларирует и никак не подтверждает, что он - не офшорная компания. Более того, сам факт подачи заявок признаётся декларированием (см. ч. 5.1. ст. 80 44-ФЗ):

5.1. Участник предварительного отбора, подавший заявку на участие в предварительном отборе, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

При заключении контракта действуют нормы, аналогичные простому запросу котировок. Таким образом, офшорная компания может оказаться среди участников предварительного отбора, пройти его и попасть в перечень поставщиков.

Заказчик.

Аналогично обычному запросу котировок.

Закрытые конкурсы.

Аналогично открытому конкурсу.

Закрытый аукцион.

Участник закупки.

Каких-либо новаций введено не было. Участник по-прежнему представляет копию выписки из ЕГРЮЛ в составе заявки (см. пп. б) п. 1 ч. 2 ст. 88 закона).

Комиссия заказчика.

Обязана проверять, что участник - не офшорная компания (см. ч. 8 ст. 31 44-ФЗ в новой редакции).

Теперь несколько вопросов относительно применения новых норм.

Что это за офшоры такие?

В силу налогового законодательства России офшорные зоны - это государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций.

К таким зонам в силу приказа Минфина России от 13.11.2007 № 108н относятся:

Ангилья;
Княжество Андорра;
Антигуа и Барбуда;
Аруба;
Содружество Багамы;
Королевство Бахрейн;
Белиз;
Бермуды;
Бруней-Даруссалам;
Республика Вануату;
Британские Виргинские острова;
Гибралтар;
Гренада;
Содружество Доминики;
Китайская Народная Республика: Специальный административный район Гонконг (Сянган);
Специальный административный район Макао (Аомынь);
Союз Коморы: остров Анжуан;
Республика Либерия;
Княжество Лихтенштейн;
Республика Маврикий;
Малайзия: остров Лабуан;
Мальдивская Республика;
Республика Маршалловы Острова;
Княжество Монако;
Монтсеррат;
Республика Науру;
Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);
Республика Ниуэ;
Объединенные Арабские Эмираты;
Острова Кайман;
Острова Кука;
Острова Теркс и Кайкос;
Республика Палау;
Республика Панама;
Республика Самоа;
Республика Сан-Марино;
Сент-Винсент и Гренадины;
Сент-Китс и Невис;
Сент-Люсия;
Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн;
Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);
Республика Сейшельские Острова.

Будет ли являться участником закупки компания, зарегистрированная в РФ (или иной стране, не относящейся к оффшорным зонам), учредителем (участником, акционером) которой является офшорная компания?

Да, будет. По-прежнему отсутствуют ограничения, накладываемые на место происхождения капитала. То есть, офшорная компания, «выгнанная» из российского госзаказа, сможет стать учредителем российской компании, а эта «дочка» в свою очередь сможет принять участие в закупках на общих основаниях.

Может ли физическое лицо, являющееся гражданином государства, офшорной зоны, быть участником закупки?

Да, так как ограничения наложены лишь на юридические лица. Так что ждём наплыва заявок от граждан Сан-Марино и Маврикия)).

А что с представительствами офшорных компаний?

А вот для них вход закрыт: представительство в силу ГК РФ не является юридическим лицом и действует от имени юридического лица. Поэтому запрет будет работать.

Как комиссии или заказчику проверить, не является ли участник офшорной компанией?

Обладая информацией о месте нахождения участника, сделать это довольно просто - достаточно изучить названный выше Приказ МинФина РФ. Также заинтересованные лица могут направить запрос в Налоговую службу, которая ведёт Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (см. Приказ ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/683@).

Как поступить с контрактами, уже заключенными с офшорными компаниями?

Они сохранят свою силу и будут исполняться в общем порядке.

Теперь посмотрим на официальном сайте в реестре контрактов, есть ли контракты, заключенные ранее с офшорными компаниями. По всему перечню стран обнаружилась 81 запись, но все они - это неточности сайта. Разочарование. Где же миллиарды, утёкшие на остров Кука?

Новость июля: 13 июля 2015 года Президент РФ подписал Федеральный закон №227-ФЗ от 13.07.2015 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указанный Федеральный закон №227-ФЗ от 13.07.2015 г. вступает в законную силу 13 августа 2015 года .

Данный Закон подготовлен во исполнение подпункта 31 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. №Пр-3086 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года и предусматривает установление запрета на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), являющихся офшорными компаниями.

Так, с момента вступления изменений в Закон №44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, данный закон вводит запрет участия в закупках юридических лиц, зарегистрированных в офшорной зоне. Государства или территории, относящиеся к таким зонам, включены в перечень, утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ. Названный перечень утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 г. №108н (ред. от 02.10.2014) "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)". В данный перечень офшоров входят, к примеру, Бермуды, Княжество Лихтенштейн, ОАЭ, Сейшельские острова и другие. Ранее из указанного перечня исключены (не являются офшорами): Республика Кипр (с 01.01.2013) и Республика Мальта (с 01.01.2015).

Кроме того, с даты вступления в силу указанных изменений оператор электронной площадки обязан будет прекратить аккредитацию офшорных компаний, а также прекращается блокирование денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Следовательно, с момента вступления закона в законную силу (13 августа 2015 г.) офшорные компании не смогут принять участие в электронных аукционах, даже если извещение о его проведении размещено до этой даты.

Обязанность проверить, не является ли участник закупок офшорной компанией, возлагается на комиссию по осуществлению закупок. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, остается нерешенным вопрос о допуске офшорных компаний к неэлектронным закупкам (например, конкурсу), извещения (документация) о которых размещены до 13 августа.

Ранее в законопроекте (№694992-6) законодатель указывал, что измененные положения Закона №44-ФЗ применяются к отношениям , связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона .

По всей видимости законодатель до момента вступления закона №227-ФЗ в законную силу должен устранить данный пробел в целях правильного применения и толкования нововведений.

В заключение хотелось отметить, что Закон №227-ФЗ направлен в большей степени на поддержку отечественных производителей и стимулирование импортозамещения, а также на реализацию задач по деофшоризации российской экономики, в частности по «закрытию доступа оффшорным компаниям к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с государственным участием», о чем говорил Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию.

Климова Ольга - ведущий юрисконсульт компании Альта Виа

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 27, ст. 3480; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; N 30, ст. 4225; N 48, ст. 6637; N 49, ст. 6925; 2015, N 1, ст. 11, 51, 72; N 10, ст. 1418; N 14, ст. 2022; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 30 июня 2015 года, N 00012015063000082; 1 июля 2015 года, N 0001201507010036) следующие изменения:

1) пункт 4 статьи 3 после слов "происхождения капитала" дополнить словами ", за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания),";

2) в статье 14:

а) в части 4 слова "установлены запрет, ограничения" заменить словами "установлен запрет";

б) дополнить частью 6 следующего содержания:

"6. Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона.";

3) в статье 31:

а) часть 1 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

"10) участник закупки не является офшорной компанией.";

б) часть 8 изложить в следующей редакции:

"8. Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.";

г) дополнить частью 8.2 следующего содержания:

"8.2. Заказчик проверяет соответствие участника запроса котировок, с которым заключается контракт, требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при заключении контракта.";

4) в части 15 статьи 34 слова "40 и 41" заменить словами "40, 41, 44 и 45";

(см. текст в предыдущей редакции)

6) статью 73 дополнить частью 3.1 следующего содержания:

"3.1. Участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.";

7) часть 11 статьи 78 после слов "подписанный контракт" дополнить словами "и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица)";

8) статью 80 дополнить частью 5.1 следующего содержания:

"5.1. Участник предварительного отбора, подавший заявку на участие в предварительном отборе, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.";

9) в статье 93:

а) в части 1:

Дополнить пунктом 44 следующего содержания:

"44) закупка государственными и муниципальными библиотеками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственными и муниципальными научными организациями услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;";

Дополнить пунктом 45 следующего содержания:

"45) закупка государственными и муниципальными библиотеками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственными и муниципальными научными организациями услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию. При этом цена такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.";

При предоставлении 2 частей по эл. аукциону победителем предоставлена Декларация о соответствии участника требованиям части 1 статьи 31 44-ФЗ, в которой НЕ прописаны пункты: 7.1)участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; 10) участник закупки не является оффшорной компанией. Должны ли мы отклонить данного участника?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Исходя из буквального толкования положений п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, данное требование относится только для юридических лиц. Соответственно, физическим лицам или физическим лицам без образования юридического лица не нужно декларировать информацию о соответствии требованиям к участникам закупки, которые предусмотрены в п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

При этом, если участником закупки является юридическое лицо и при декларировании о его соответствии требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, не указано о его соответствии п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, то заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ.

Участнику электронного аукциона не нужно декларировать о том, что он не является оффшорной компанией. Однако если заказчику станет известно, что участник - офшорная компания, то комиссия вправе в любой момент отстранить его от аукциона. Об этом сказано в части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Должен ли участник аукциона во второй части заявки предоставить декларацию, что не является офшорной компанией?

Нет, не должен. Однако если заказчику станет известно, что участник - офшорная компания, то комиссия вправе в любой момент отстранить его от аукциона. Об этом сказано в части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Запрет участвовать в закупках офшорным компаниям установлен пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Участник электронного аукциона - офшорная компания

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в извещении о проведении электронного аукциона устанавливаются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и ч. 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в извещении устанавливается требование, что участник закупки не является офшорной компанией.

В свою очередь, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

То есть, участник электронного аукциона не декларирует, что он не является офшорной компанией.

Также в соответствии с ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ аукционная комиссия не обязана, а лишь вправе проверить участника электронного аукциона на соответствие требованию, установленному в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, так как такая обязанность лежит на операторе электронной площадки (ч. 8.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Но так как аукционная комиссия вправе проверить участника электронного аукциона на соответствие требованию, установленному в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, то сообщаем, как это сделать.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона № 227-ФЗ офшорная компания - это юридическое лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки:

  • 0 процентов - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Так перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (далее - Перечень) утвержден приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н.

Так в Перечень включены, например, следующие офшорные зоны:

  1. Ангилья;
  2. Княжество Андорра;
  3. Антигуа и Барбуда;
  4. Аруба;
  5. Содружество Багамы;
  6. Королевство Бахрейн;
  7. Белиз;
  8. Бермуды и т.д.

Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (ч. 1 ст. 69 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в ч. 18 ст. 68 Закона № 44-ФЗ, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с в ч. 18 ст. 68 Закона № 44-ФЗ получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пп. 2 - 6 и 8 ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 62 Закона № 44-ФЗ в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника такого аукциона должна содержаться копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения участника такого аукциона с заявлением об аккредитации, копии документов, удостоверяющих личность участника такого аукциона (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (для иностранного лица).

То есть, аукционная комиссия может для проверки участника электронного аукциона на соответствие требованию, установленному по п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, использовать, например, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства, проверив в данных документах место регистрации юридического лица.

При заключении контракта заказчик не обязан (он вправе) проверять, является ли победитель электронного аукциона офшорной компанией, то он также может это сделать, как и аукционная комиссия, и в случае, если на этапе заключения контракта заказчик установит факт, что победитель электронного аукциона - офшорная компания, то в соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ он должен отказаться от заключения контракта.

Публикации по теме