Отчет о прохождении учебной практики преподавателя. Отчет о научно-педагогической практике в вузе

Введение
Глава 1. Современные формы обучения в вузе
1.1 Современные формы организации учебного процесса в высшем учебном заведении
1.2 Современные технологии в высшем профессиональном образовании
Глава 2. Работа в БСС Главбух
2.1 Основные понятия о системе Главбух
2.2 Описание методики проведения лабораторных работ
Заключение
Список использованных источников

Введение

Важным компонентом образовательного процесса является педагогическая практика студентов в высшем учебном заведении, которая логически завершает их профессиональную подготовку в качестве преподавателей.

Основная цель педагогической практики в вузе – приобщение студентов к научно-педагогической деятельности, раскрытие их исследовательского и педагогического потенциала, непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе учебного заведения, проверка профессионально-теоретических знания, получаемых студентами в вузе.

Актуальность педагогической практики состоит в том, что студенты знакомятся с логикой и содержанием образовательного процесса в высшем учебном заведении, научно- и учебно-методической работой в вузе, с особенностями педагогической деятельности преподавателя, с инновационными технологиями обучения, изучают специфику воспитательной работы со студентами, особенности развития своих профессиональных качеств. Полученные навыки помогут студентам, если те стремятся построить свою карьеру в качестве преподавателей.

Основными задачами педагогической практики в вузе являются:

1) приобретение различных практических навыков студентами в учебной работе с учащимися;

2) получение опыта профессиональной деятельности преподавателя в разработке программ теоретического и практического обучения студентов;

3) установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных магистрантами-практикантами с профессионально-педагогической деятельностью;

4) изучение педагогического опыта квалифицированных преподавателей учебного заведения;

5) участие студента в педагогической и методической работе, проводимой кафедрой.

Глава 1 Современные формы обучения в вузе

1.1 Современные формы организации учебного процесса в высшем учебном заведении

На сегодняшний день учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше признается как средство для достижения такого уровня производства, который наилучшим образом удовлетворит все возрастающие человеческие потребности, развитие духовное богатство личности. Таким образом, нынешняя ситуация в обучении требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в учебных заведениях. Основные характеристики выпускников любого учебного заведения является его компетентность и мобильность. В связи с этим акцент в изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной деятельности студента .

На данный момент традиционное обучение, которое сосредоточено на повышении уровня знаний и навыков в предметной области, все больше и больше не соответствует современным требованиям. В основе современного образования должны стоять не только академические дисциплины, но и способы мышления и деятельности студентов. Целью любого высшего учебного является не только выпускники, которые получают высокий уровень подготовки, но и включение студентов в процессе обучения в разработку принципиально новых технологий, адаптируя их к реалиям производственной среды .

Существуют три основные формы обучения:

1) Пассивные, при которых преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей;

2) Активные, где студенты являются активными участниками, студенты и преподаватель находятся на равных правах;

3) Интерактивные – взаимодействие студентов происходит не только с преподавателем, но и друг с другом, активность студентов в процессе обучения доминирует

Активные методы обучения являются наиболее успешными для того, чтобы студенты могли усваивать знания. Существуют следующие активные формы взаимодействия преподавателя и студентов.

Лекция предполагает, что лектор, излагая материал, активно взаимодействует со студентами, отвечает на задаваемые вопросы, либо сам задает вопросы, предполагая получить ответ. Также преподаватель может вначале поставить проблему перед студентами, решение которой нужно получить в конце лекции.

Учебные семинары и учебные дискуссии предполагают коллективное обсуждение той или иной проблемы, либо определенной темы. Дискуссии помогают учиться спорить и отстаивать свою точку зрения.

Учебные встречи за «круглым столом» подразумевают приглашение различных специалистов, которым студенты выдвигают проблемы и формулируют ряд вопросов по интересующей теме. А те, в свою очередь, дают разъяснения.

Интерактивное обучение также является успешным для подготовки высококвалифицированных специалистов и относится к так называемому инновационному обучению. Такое обучению помогает студентам мыслить нестандартно и гибко, быстро реагируя на изменения в мире. К интерактивным формам обучения относятся деловые и ролевые игры, дискуссии, тренинги и т.п.

1.2 Современные технологии в высшем профессиональном образовании

Современные технологии, прежде всего, подразумевают компьютеризацию учебного процесса.

Технические средства находят свое применение во многих видах обучения. Они повышают производительность работы учащихся, позволяя намного быстрее искать и работать с информацией и различными материалами. Современные технологии позволяют получить консультации по различным вопросам и проблемам и повышать свои знания и навыки, используя разнообразные программы и средства Интернет сети .

Однако у компьютеризации существует рад проблем, которые преодолеваются довольно медленно, такие как: техническая оснащенность учебных заведений, недостаток специалистов, которые обладают достаточными навыками работы с техническими средствами, большое количество информации, которое еще не оцифровали.

Внедрение новых информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. Появление мощных компьютерных мультимедиа систем и интерактивных компьютерных программ стало основой интенсивного развития дистанционного обучения (ДО) .

Все компоненты электронной составляющей являются довольно перспективными и удобными средствами и могут значительно повышать учебный процесс .

Например, Система Главбух является справочником по различным бухгалтерским, налоговым и правовым вопросам. Доступ к ней может иметь любой пользователь Интернета. И данная система достаточна эффективна для обучения не только для студентов, но и для разнообразных специалистов вне зависимости от профессии.

Глава 2. Работа в БСС Главбух

2.1 Основные понятия о системе Главбух

Система Главбух представляет собой справочно-информационную программу, которая помогает найти различную актуальную на сегодняшний день информацию в области бухгалтерского и налогового учета (в том числе последние обновления в законодательстве, нормативно-правовых актах и в других документах).

Систему могут использовать не только организации, предприниматели, юристы, работники бухгалтерской службы, но и студенты. Ежегодно Главбух организовывает олимпиаду для студентов, по итогам которой призерам вручаются подарки, денежное вознаграждение, а также сертификаты участников.

Данная система подойдет для:

1) различных бюджетных организаций;

2) любых коммерческих организация вне зависимости от их системы налогообложения (ОСН, УСН и т.д.);

3) некоммерческих организаций;

4) различных предпринимателей, бухгалтеров, юристов, которые стремятся усовершенствовать свои знания и познать все тонкости бухгалтерского и налогового учета;

5) студентов высших учебных заведений .

Система Главбух обладает различными необходимыми и дополнительными материалами для работы организаций. В связи с этим обладает рядом преимуществ:

1) Только в этой системе пользователь получает разъяснения и консультации по различным вопросам от специалистов из Минфина, ФНС, Минтруда и т.п.;

2) Система Главбух обновляется ежедневно, поэтому для пользователя доступна актуальная на сегодняшний день информация;

3) Главбух представляет собой электронную систему, поэтому пользоваться ей можно с любого компьютера с выходом в Интернет;

4) Уникальная экспертная поддержка: онлайн-помощник и письменные консультации экспертов – в зависимости от сложности вопросов – ответы могут даваться моментально, либо в течение суток;

5) Система содержит самые популярные бухгалтерские издания, как свежие номера, так и полные архивы;

6) Главбух располагает большой базой образцов документов с различными подсказками и комментариями по их заполнению;

7) Пользователи получают возможность создавать электронную отчетность, а также получаю сервис по отправке этой отчетности в различные фонды и налоговую;

8) Пользователи системы могут дистанционно обучаться в высших школах, подтверждая свои знания и получая сертификаты .

Таким образом, в любое удобное время можно получить консультации экспертов по различным вопросам, самостоятельно найти информацию в сфере бухгалтерского и налогового учета или ознакомиться с последними законодательными или правовыми новостями.

2.2 Описание методики проведения лабораторных работ

Работа в БСС Главбух – лабораторные работы.

Проводились 27.04.2016 и 18.05.2016. Проводились на потоке студентов 2к. направление 38.03.01 – экономика, профиль «Финансы и кредит», гр. 884 1-2 .

Присутствовали: студенты в количестве 30 чел.; от кафедры – Васильковская Наталья Борисовна, к.э.н., доцент кафедры экономики.

Мероприятие состоит из двух лабораторных работ. Первая лабораторная работы заключается в поиске документов в Системе Главбух, вторая – в поиске информации в Системе Главбух.

Лабораторные работы позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности. Лабораторная работа – форма организации учебного процесса, направленная на получение навыков практической деятельности путем работы с материальными объектами или моделями предметной области курса .

Перед проведением лабораторных работ были поставлены следующие задачи:

1) первичное овладения студентов знаниями о системе Главбух;

2) контроль знания путем выполнения самостоятельных работ;

3) формирование студентами навыков использования справочными системами для получения необходимой информации.

Проведение лабораторной работы №1 «Практические занятия по поиску документов в Системе Главбух»

Этап №1 – поиск документов с помощью поисковой строки и карточки поиска.

Вначале было кратко изложено то, что из себя представляет поисковая строка, карточка поиска и как ими пользоваться.

Поисковая строка в Системе Главбух - это универсальное средство поиска, которое есть в каждом разделе Системы. Она состоит из поля для ввода запроса и кнопки «Найти». Карточка поиска представляет собой поиск «По реквизитам…», которая расположена чуть правее поисковой строки.

1) Вы сами оплачиваете стоимость обучения в университете по 50 000 руб. за год. Во время каникул вы подрабатываете. И ваша зарплата за этот год составила 80 000 руб., включая налог, удержанный на предприятии. Заполните декларацию по доходам физических лиц (от своего имени) для получения вычета по расходам на собственное обучение. До какого срока вы можете подать декларацию (3-НДФЛ), чтобы вернуть удержанный налог?

2) Вы пишете дипломную работу на тему налогового контроля. Найдите для использования в работе все статьи журнала «Учет. Налоги. Право» за последние два года о показателях налоговой нагрузки, которые использует налоговая инспекция для назначения проверок.

3) Найдите видеосеминар на тему бухгалтерского учета командировочных расходов.

Этап №2 – поиск документов через рубрикаторы.

Вначале была кратко изложена сущность рубрикатора.

Рубрикатор обеспечивает быстрый поиск неизвестных документов по обобщающим темам. Он особенно эффективен, если требуется просмотреть подборку документов по какой-то общей тематике. В каждом разделе Системы в левом нижнем углу экрана всегда располагаются кнопки перехода в рубрикаторы разделов: «Все рекомендации», «Все формы», «Все справочники», «Все кодексы и ПБУ» и др.

Для самостоятельного решения студентам были предложены следующие задания, с которыми они отлично справились:

2) Найдите ПБУ, которое устанавливает правила исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.

3) Найдите статью в номере 5 журнала «Главбух» за 2014 год о том, какими документами нужно оформлять предоставление скидок, чтобы не вызвать налоговых споров.

В ходе проведения лабораторной работы№1 студентами были сделаны следующие выводы:

1) Документы можно искать и не по реквизитам, достаточно лишь ввести в поисковую строку вид документа с номером или его заголовок;

2) Поисковая строка неэффективна при поиске документов на темы слишком общего характера (например «НДС», «Акцизы»).

4) Для сбора сведений общего характера более эффективен рубрикатор, а не поисковая строка.

Проведение лабораторной работы №2 «Практические занятия по поиску информации в Системе Главбух»

Вначале было кратко изложено, что представляет собой рекомендация и как искать информацию с помощью рекомендаций.

Каждая рекомендация в отдельности - это тематическая подборка сведений и ссылок на нормативные акты, бланки, образцы заполнения форм, справочные таблицы и т. д. По каждому вопросу в рекомендации есть готовый анализ законодательства и арбитражной практики, размещены предупреждения обо всех опасностях, рассмотрены все варианты решений, сделаны выводы, дан совет, а практические действия расписаны со всеми подробностями и с примерами. В результате методом поиска через рекомендацию все можно найти гораздо быстрее. Как в энциклопедии.

Для самостоятельного решения студентам было предложено следующее задание, с которым они отлично справились: Найдите нормативный акт, которым установлен порядок расчета больничного пособия.

Этап №2 – поиск информации в формах и образцах.

Вначале было кратко изложено, как искать информацию при помощи форм и образцов.

Когда нужный бланк известен и изучать порядок документального оформления операций не нужно, можно обойтись без поиска в рекомендациях. Сам бланк или образец его заполнения лучше искать в разделе «Формы». Там известные формы и образцы можно быстро найти как отдельные документы. К ним будут прилагаться приказы об утверждении формы.

Для самостоятельного решения студентам были предложены следующие задания, с которыми они отлично справились:

1) Найдите образец заполнения платежного поручения на перечисление НДС в бюджет;

2) Найдите бланк расчета взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев (форму4-ФСС).

Этап №3 – поиск справочной информации и поиск информации в правовой базе.

Вначале было кратко изложено, что собой представляет справочник системы и как с его помощью найти ту или иную информацию, а также как искать информацию в правовой базе.

Справочники Системы – это краткий конспект правовой базы для бухгалтера о ставках налогов, размерах штрафов, составе отчетности, о датах разных событий в жизни бухгалтера, обзоры изменений законодательства по годам и т. д. В таких справках информация представлена в очень удобном для восприятия табличном виде. К каждому тезису справочной таблицы всегда прилагаются ссылки на нормативный акт-основание. Найти справочную информацию можно несколькими способами. Например, с помощью поисковой строки в разделах «Рекомендации» и «Справочники». Справочные таблицы добавлены к поиску в разделе «Рекомендации». И если ключевые слова запроса точно соответствуют названию и содержанию справочного документа, результат выдачи в этих разделах может быть почти одинаковым.

Поиск информации в законодательстве – это особый, самый сложный метод поиска, который требует определенной профессиональной подготовки. в каждом документе (законе и подзаконном акте) размещены обратные ссылки на все материалы Системы, в которых этот документ упомянут. Обратные ссылки в Системе открываются кнопкой в виде цифры в квадратике. Цифра означает количество ссылок. Обратные ссылки значительно ускоряют поиск всех связанных между собой материалов.

Для самостоятельного решения студентам было предложено следующее задание, с которым они отлично справились: Найдите справку о случаях возникновения разниц между бухгалтерским и налоговым учетом основных средств.

В ходе выполнения лабораторной работы №2 студентами были сделаны следующие выводы:

3) Через рекомендацию удобно искать не только описание документального оформления операций и нормативные инструкции к заполнению бланков, но и сами бланки, и образцы их заполнения. Особенно, если неизвестно, какой бланк применять;

4) Поиск известного бланка в разделе «Формы» более эффективен, чем поиск через рекомендацию. Даже если запрос окажется довольно общего характера, в результатах поисковой выдачи будет минимум лишнего;

5) Если известно точное наименование бланка или даже ключевые слова, которые точно характеризуют бланк, то искать его можно хоть в «Формах», хоть в «Рекомендациях». Кроме того, в любом разделе при вводе названия формы в поисковую строку появляются подсказки, которые служат прямым переходом на нужную форму.

Заключение

В ходе прохождения педагогической практики были освоены навыки в научно-педагогической деятельности. На начальном этапе происходило ознакомление со спецификой организации учебного процесса. В последующем принималось участие в методической и педагогической работе кафедры, получен колоссальный опыт преподавательской деятельности.

Основными сложностями в работе оказались работа со студентами, которых нужно было настроить на восприятие себя в качестве преподавателя, а также, в связи с тем, что практика подразумевала под собой использование современных технических средств, возникли трудности с использованием технологии программы Системы Главбух. Но все проблемы были преодолены и студенты активно участвовали в учебном процессе, отвечая на вопросы и выполняя задания.

Студенты также приобрели навыки работы со справочно-информационной Системой Главбух и повысили свои знания в области бухгалтерского и налогового учета, законодательства РФ.

В ходе практики были получено не только навыки профессионально-педагогической деятельности, но также навыки коммуникации, взаимодействия преподавателя и студентов.

Список использованных источников

1. Современные методы обучения в вузе. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/ conference/2012/138/sovremennye_metody_obucheniya_v_vuze/ (дата обращения 25.02.2017)
2. Горбатова М.К., Назипова М.А. Методики преподавания в высшей школе. / Учебное пособие / М.К. Горбатова, М.А. Назипова. Н.Новгород: ННГУ – 2012. – 53 с.
3. Инновационные методы обучения в высшем образовании. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1408380616 (дата обращения 25.02.2017)
4. Современные технологии обучения в вузе. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://moluch.ru/archive/92/17764/ (дата обращения 25.02.2017)
5. Теория обучения. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://lib4all.ru/base/B3165/B3165Part31-144.php (дата обращения 25.02.2017)
6. Инновационные формы и методы обучения. [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34868 (дата обращения 25.02.2017)
7. БСС «Система Главбух». [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://kgermak.ru/sistema-glavbuh (дата обращения 25.02.2017)
8. Бухгалтерская справочная система. [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://www.1gl.ru/about/ (дата обращения 25.02.2017)
9. Лабораторная работа. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://studynote.ru/studgid/pomosch/chto-takoe-laboratornaja-rabota/ (дата обращения 25.02.2017)

Отчет педагогической практике в ВУЗе обновлено: 31 июля, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Цели и задачи педагогической практики

2. Тема и тип занятия

3. Разработка программы обучения

4. Анализ обратной связи

Заключение

Список литературы

Введение

Педагогическая практика является обязательной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки магистров.

В ходе практики студенты изучают основы учебно-методической педагогической работы в высшем учебном заведении, знакомятся с современными методами учебной работы в вузе, с содержанием и особенностями педагогической деятельности преподавателей, овладевают навыками проведения занятий, осваивают методику преподавания учебных дисциплин в высшем учебном заведении, приобретают опыт подготовки и проведения экономических дисциплин, а также опыт общения со студентами младших курсов и преподавателями.

Главная цель педагогической практики магистров заключается в формировании компетенций преподавателя вуза, способного осуществлять на современном научном и методическом уровне учебную и воспитательную работу. Важно отметить, что образовательная программа магистерского уровня подготовки не ставит целью сформировать готового преподавателя, но она обеспечивает базу для развития необходимых навыков преподавания, создаёт условия для приобретения педагогического опыта.

Исходя из этого, основными задачами педагогической практики магистров являются:

1. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрами в процессе изучения дисциплин магистерской программы.

2. Изучение методик и техник подготовки и проведения лекционных, семинарских и практических занятий.

3. Развитие навыков методического анализа учебных занятий.

4. Формирование представления о современных образовательных технологиях, активных методах обучения в вузе.

5. Развитие навыков самостоятельности, самообразования и самосовершенствования в осуществлении научно-педагогической деятельности.

1. Цели и задачи педагогической практики.

Местом прохождения научно-педагогической практики является магистратура Российского Государственного Аграрного Универс итета МСХА имени К.А Тимирязева.

Педагогическая практика магистрантов, обучающихся по образовательной программе подготовки магистров, является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлениям магистерской подготовки. Педагогическая практика магистрантов имеет целью приобретение практических навыков проведения учебных занятий. Педагогическая практика ориентирует обучающихся на выполнение следующих видов профессиональной деятельности: преподавательской, научно-методической, консультационной; организационной, научно-исследовательской.

Основные требования от педагогической практики - это получить понимание:

* основных принципов, методов и форм организации педагогического процесса в вузе;

* системы компетенций и профессионально-значимых качеств обучаемых и обучающих;

* требований, предъявляемых к преподавателю вуза в современных условиях.

Кроме того, магистрант должен овладеть умениями:

* осуществления методической работы по проектированию и организации учебного процесса;

* публичного выступления перед аудиторией и создания творческой атмосферы в процессе занятий;

* анализа возникающих в педагогической деятельности затруднений и принятия плана действий по их разрешению;

* самоконтроля и самооценки процесса и результата практики

В задачи научно-педагогической практики входит создать рабочею программу проведения занятия по дисциплине «Управление проектами», которая включает в себя:

· Подготовить практический материал на тему «Оценка риска методом математической статистики»

· Определить место дисциплины в структуре основной образовательной программы (определить на какую целевую группу рассчитан курс)

· Организовать распределение времени по проведению занятия.

· Подготовить и использовать на практике учебно-методические материалы (презентации, кейсы)

· Подготовить информационное обеспечение дисциплины (включает списки основной и дополнительной литературы, программное обеспечение).

· Определить аудиторию с наиболее подходящим материально-техническое обеспечением для проведения занятия (проектор, компьютеры).

· Подготовить анкету обратной связи «Преподаватель глазами студентов».

По итогам учебной работы должен быть проведен самоанализ проведенных занятий. Он делается на основе:

1) анализа проблемных ситуаций

2) результатов самонаблюдения;

3) данных промежуточной проверки знаний по разобранной теме;

4) данных анкетирования студентов.

педагогический практика магистр преподаватель

2. Тема и тип занятия

Тема занятия - Оценка инвестиционного риска методом математической статистики.

Цель занятия - ознакомить целевую группу с теоретическими основами и нормами оценки инвестиционного риска методом математической статистики. Применить изученный материал на практическом занятии. Перед практикой научным руководителем было разработано индивидуальное задание. В соответствии индивидуального задания мной была изучена специальная литература по теме, так же методика проведения практических занятий.

Задачи занятия:

1. Ознакомить с теоретическим материалом по данной теме аудиторию.

2. Закрепить предоставленную информацию на практическом занятии в форме группового задания.

3. Ответить по данной теме на вопросы слушателей.

Целевая группа - магистры 1-го года обучения по направлению «управление проектами», группа №117, на занятии присутствовало семь человек.

Время занятия: с 14:45 по 15:30.

Продолжительность занятия 45 минут

План занятия

Метод обучения студентов - практическое занятие по средствам демонстрации, упражнения.

Информационный материал для занятия был подготовлен в виде кейсов для практического применения и теоретические аспекты на отельном файле, как раздаточный материал.

Необходимые технические средства и оборудование- это аудитория оснащенная компьютерами.

3. Разработка программы обучения

Введение: определение основных понятий:

Оценка риска - это совокупность аналитических мepoприятий, позволяющих спрогнозировать возможность получения дополнительного предпринимательского дохода или определенной величины ущерба от возникшей рисковой ситуации и несвоевременного принятия мер по предотвращению риска. Степень риска - это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него. Риск может быть:

· допустимым - имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта;

· критическим - возможны непоступление не только прибыли, но и выручки и покрытие убытков за счет средств предпринимателя;

· катастрофическим - возможны потеря капитала, имущества и банкротство предпринимателя.

Количественный анализ - это определение конкретного размера денежного ущерба отдельных подвидов финансового риска и финансового риска в совокупности. Иногда качественный и количественный анализ производится на основе оценки влияния внутренних и внешних факторов: осуществляются поэлементная оценка удельного веса их влияния на работу данного предприятия и ее денежное выражение. Такой метод анализа является достаточно трудоемким с точки зрения количественного анализа, но приносит свои несомненные плоды при качественном анализе. В связи.с этим следует уделить большее внимание описанию методов количественного анализа финансового риска, поскольку их немало и для их грамотного применения необходим некоторый навык. В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении. В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предприятия, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль). Тогда потерями будем считать случайное отклонение прибыли, дохода, выручки в сторону снижения. в сравнении с ожидаемыми величинами. Предпринимательские потери - это в первую очередь случайное снижение предпринимательского дохода. Именно величина таких потерь и характеризует степень риска.

Отсюда анализ риска, прежде всего, связан с изучением потерь. В зависимости от величины вероятных потерь целесообразно разделить их на три группы:

· потери, величина которых не превышает расчетной прибыли, можно назвать допустимыми;

· потери, величина которых больше расчетной прибыли относятся к разряду критических - такие потери придется возмещать из кармана предпринимателя;

· еще более опасен катастрофический риск, при котором предприниматель рискует понести потери, превышающие все его имущество.

Основная теоретическая информация по теме:

Наибольшее распространение при оценке риска инвестиционных проектов получили такие количественные методы, как: - статистический метод; - анализ чувствительности (метод вариации параметров); - метод проверки устойчивости (расчета критических точек); - метод сценариев (метод формализованного описания неопределенностей); - имитационное моделирование (метод статистических испытаний, метод Монте-Карло); - метод корректировки ставки дисконтирования. Часто производственная деятельность предприятий планируется по средним показателям параметров, которые заранее не известны достоверно и могут меняться случайным образом. При этом крайне нежелательна ситуация с резкими изменениями этих показателей, ведь это означает угрозу утери контроля. Чем меньше отклонение показателей от среднего ожидаемого значения, тем больше стабильность. Именно поэтому наибольшее распространение при оценке инвестиционного риска получил статистический метод, основанный на методах математической статистики. Расчет среднего ожидаемого значения осуществляется по формуле средней арифметической взвешенной:

где x - среднее ожидаемое значение;

xi - ожидаемое значение для каждого случая;

ni - число случаев наблюдения (частота) У - сумма по всем случаям. Среднее ожидаемое значение представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решение в пользу какого-либо варианта инвестирования. Для принятия окончательного решения необходимо определить меру колеблемости возможного результата. Колеблемость представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от среднего. Для ее оценки на практике применяют либо дисперсию

либо среднее квадратичное отклонение (СКО):

СКО является именованной величиной и указывается в тех же единицах, в каких измеряется варьирующий признак. Для анализа результатов и затрат инновационного проекта, как правило, используют коэффициент вариации. Он представляет собой отношение СКО к средней арифметической и показывает степень отклонения полученных значений: (в процентах). Чем больше коэффициент, тем сильнее колеблемость. Принята следующая качественная оценка различных значений коэффициента вариации: до 10% - слабая колеблемость, 10-25% - умеренная, свыше 25% - высокая.

При одинаковых значениях уровня ожидаемого дохода более надежными являются вложения, которые характеризуются меньшим значением СКО. Предпочтение отдается тем инвестиционным проектам, по которым значение коэффициента вариации является более низким, что свидетельствует о лучшем соотношении дохода и риска. Несмотря на простоту формул, для использования статистического метода необходим большой объем данных за длительный период времени, что и является его основным недостатком. Кроме того, описанные выше характеристики предполагается применять к нормальному закону распределения вероятностей, который широко используется при анализе рисков, т. к. его важнейшие свойства (симметричность распределения относительно средней, ничтожная вероятность больших отклонений случайной величины от среднего значения и др.) позволяют существенно упростить анализ. Однако не всегда параметры проекта (денежный поток) подчиняются нормальному закону. Поэтому использование при анализе риска только вышеперечисленных характеристик может приводить к неверным выводам и необходимо использование дополнительных параметров).

Применение более сложного математического аппарата (регрессионного и корреляционного анализа, методов имитационного моделирования) позволяет провести более глубокий анализ риска и причин его возникновения. В инвестиционном проектировании при оценке риска широко применяется метод анализа чувствительности. В данном методе риск рассматривается как степень чувствительности результирующих показателей проекта к изменению условий функционирования (налоговых платежей, цены продукта, средних переменных издержек и т. п.). В качестве результирующих показателей проекта могут выступать: показатели эффективности (NPV, IRR, PI, срок окупаемости); ежегодные показатели проекта (чистая прибыль, накопленная прибыль). Анализ начинается с установления базового значения результирующего показателя (например, NPV) при фиксированных значениях параметров, влияющих на результат оценки проекта. Затем рассчитывается процентное изменение результата (NPV) при изменении одного из условий функционирования (другие факторы предполагаются неизменными). Как правило, границы вариации параметров составляют ± 10-15 %. Наиболее информативным методом, применяемым для анализа чувствительности, является расчет показателя эластичности, представляющего собой отношение процентного изменения результирующего показателя к изменению значения параметра на один процент.

где x1 - базовое значение варьируемого параметра,

x2 - измененное значение варьируемого параметра,

NPV1 - значение результирующего показателя для базового варианта,

NPV2 - значение результирующего показателя при изменении параметра. Таким же образом исчисляются показатели чувствительности по каждому из остальных параметров. Чем выше значения показателя эластичности, тем чувствительнее проект к изменениям данного фактора, и тем сильнее подвержен проект соответствующему риску.

Анализ чувствительности можно провести и графически, путем построения зависимости результирующего показателя (NPV) от изменения данного фактора. Чем больше угол наклона этой зависимости, тем чувствительнее значение NPV к изменению параметра и больше риск. Пересечение прямой реагирования с осью абсцисс показывает, при каком изменении параметра в процентном выражении проект станет неэффективным. На основании этих расчетов проводится экспертное ранжирование параметров по степени важности (высокая, средняя, невысокая) и построение так называемой «матрицы чувствительности», позволяющей выделить наименее и наиболее рискованные для проекта факторы.

Анализ чувствительности позволяет определить ключевые (с точки зрения устойчивости проекта) параметры исходных данных, а также рассчитать их критические (предельно допустимые) значения. Главным недостатком данного метода является предпосылка, что изменение одного фактора рассматривается изолированно, тогда как на практике все экономические факторы в той или иной степени коррелированны. Метод проверки устойчивости предусматривает разработку сценариев реализации проекта в наиболее вероятных или наиболее «опасных» для каких-либо участников условиях. По каждому сценарию исследуется, как будет действовать в соответствующих условиях организационно-экономический механизм реализации проекта, каковы будут при этом доходы, потери и показатели эффективности у отдельных участников, государства и населения. Влияние факторов риска на норму дисконта при этом не учитывается. Проект считается устойчивым и эффективным, если во всех рассмотренных ситуациях - NPV положителен; - обеспечивается необходимый резерв финансовой реализуемости проекта. Степень устойчивости проекта к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями предельного (критического) уровня объемов производства, цен производимой продукции и других параметров проекта. Предельное значение параметра проекта для некоторого t-го года его реализации определяется как такое значение этого параметра в t-м году, при котором чистая прибыль участника в этом году становится нулевой.

Данный метод не дает возможности провести комплексный анализ риска по всем взаимосвязанным параметрам, т. к. каждый показатель предельного уровня характеризует степень устойчивости в зависимости лишь от конкретного параметра проекта (объем производства и т. д.). В какой-то мере избежать недостатков, присущих анализу чувствительности, позволяет метод сценариев, при котором одновременному непротиворечивому изменению подвергается совокупность факторов исследуемого проекта с учетом их взаимозависимости. Метод сценариев предполагает описание опытными экспертами всего множества возможных условий реализации проекта (либо в форме сценариев, либо в виде системы ограничений на значения основных технических, экономических и прочих параметров проекта) и отвечающих этим условиям затрат, результатов и показателей эффективности. В качестве возможных вариантов целесообразно построить как минимум три сценария: пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный (реалистический, или средний).

Следующий этап реализации метода сценариев состоит в преобразовании исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности. На основе имеющихся данных определяются показатели экономической эффективности проекта. Если вероятности наступления того или иного события, отраженного в сценарии, известны точно, то ожидаемый интегральный эффект проекта рассчитывается по формуле математического ожидания:

где NPVi - интегральный эффект при реализации i-ого сценария,

pi - вероятность этого сценария. При этом риск неэффективности проекта (Рэ) оценивается как суммарная вероятность тех сценариев (к), при которых ожидаемая эффективность проекта (NPV) становится отрицательной:

Средний ущерб от реализации проекта в случае его неэффективности (Уэ) определяется по формуле:

Вероятностное описание условий реализации проекта оправдано и применимо, когда эффективность проекта обусловлена, прежде всего, неопределенностью природно-климатических условий (погода, возможность землетрясений или наводнений и т. п.) или состояния основных средств (снижение прочности в результате износа конструкций зданий и сооружений, отказы оборудования и т. п.).

Практические аспекты были предоставленные как демонстративные упражнения в кейсе в формате excel.

4. Анализ обратной связи

Анализ обратной связи был сделан на основании результатов 7 анкет предоставленных мной студентам группы №117, после обучающего занятия на тему «Оценка инвестиционного риска методом математической статистики. Копии анкет приложены к отчету. Анкетирование имело конфиденциальный характер, то есть опрос был анонимным.

Анкетирование студентов проводилось с целью выявления их мнения о качестве проведенного занятия, выявление недостатков для последующего самоанализа. Анкета позволяет оценить доступность восприятия изученного материала для студентов.

Основные параметры оценки это:

Соответствие содержания поставленной теме;

Актуальность темы;

Новизна темы;

Заинтересованность в материале;

Доступность восприятия полученной информации;

Контакт с аудиторией

А так же дополнительные предложения, комментарии и пожелания.

Шкала от 1 до 5 балла, имеет место отметить, что минимальное значение имеет смысл низшей оценке, максимальное высокой.

По результатам анкеты, всеми заполнявшими студентами не было выявлено оценки ниже 4 баллов по всем параметрам, что может свидетельствовать об общем положительном восприятии изученного материала.

Шесть человек из семи оценили на 5 баллов, такой критерий как «Соответствие содержания поставленной теме», один оценил на 4 балла.

Шесть человек из семи оценили на 5 баллов, такой критерий как «Актуальность темы», один оценил на 4 балла, следует отметить, 4 балла по этим двум критериям были выставлены разными людьми. Что свидетельствует о разбросе мнений среди студентов и их общей компетентности.

По такому критерию как «новизна темы» голоса разделились, практически поровну четверо оценили на 5 баллов и трое на 4 балла. Могу предположить, что некоторые студенты уже самостоятельно ознакомились с предоставленной темой или сочли ее менее интересной, чем ожидали.

Такая же ситуация по параметру «заинтересованность в материале» - четверо оценили на 5 баллов и трое на 4 балла, но 4 балла поставили те студенты, которые посчитали по всем выше перечисленным параметрам поставить 5 баллов. Более заинтересованными в материале, оказались те, кто возможно уже начал прорабатывать данный материал или был с ним ознакомлен ранее. Это дает нам право предположить, что заинтересованность в материале может пересекаться с ее возможным практическим применением у студентов в свих научных работах (курсовые проекты, диссертации).

Более проблематичным параметром оказался «Доступность восприятия полученной информации», четыре студента из семи поставили 4 балла и трое 5 баллов. Возможно следовало бы преподнести материал не методом демонстрации и упражнения, а в форме деловой игры с делением группы на команды, так как считаю, что данный подход вызвал бы большею заинтересованность в учебный процесс и как следствие был бы более доступным для восприятия.

По параметру «контакт с аудиторией» студенты единогласно поставили оценку 5 баллов. По итогам проведенного занятия, студентами было задано ряд вопросов, что показывает их заинтересованность в работе. С моей же стороны были даны ответы на все поставленные студентами вопросы.

В анкете обратной связи, ниже таблицы с основными параметрами оценки, было выделено место для дополнительных предложений, комментариев и пожеланий. Четыре студенты выразили желание оставить свои личные впечатления о занятии. Что наиболее красочно и полно поможет мне составить самоанализ проведенного занятия.

Двое студентов отметили, что в моем выступлении присутствовало волненье и отсутствовала уверенность, как было отмечено студентами, выражалось это в быстроте речи.

Один из студентов выразил одним из пожеланий больше серьезности, хотя отметил в тот же момент, что «в такой обстановке это нормально». Можно считать что «несерьезность», а точнее более дружественная обстановка была следствием волнения, для того чтобы расположить к себе студентов, тем самым дать положительное восприятие к подготовленному материалу.

Так же были написаны хвалебные комментарии.

По результатам анкеты и собственного впечатления от подготовки и проведения занятия я постаралась провести самоанализ педагогической практики.

5. Самоанализ проведенного занятия

Взаимодействие с аудиторией

На протяжении занятия удалось установить психологический контакт с аудиторией и эффективно работать со всеми студентами. Проанализировав свое выступление из отрицательных моментов могу заметить, что, скорее всего, на данном этапе у меня возникли барьеры с недостаточной методической разработанностью психологического анализа публичного выступления. Для этого следует, как я считаю, ознакомиться со специальной литературой по методикам психологического контакта с аудиторий, преодолевать психологический барьер опытным путем.

Что удалось и не удалось из намеченного

Занятие было проведено на должном методическом и организационном уровне, что сопутствовало достижению цели. По ходу работы были затронуты и открыты основные аспекты оценки рисков статистическим методом. В ходе занятия была создана хорошая рабочая обстановка, взаимопонимание, вызван интерес студентов к данной теме, что подкреплялось высокой организованностью, дисциплинированностью. При подготовке к занятию был использован метод обучения по средствам демонстрации, упражнения.

Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям занятия, учебным возможностям данного группы, соответствует методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

Ошибки, допущенные при проведении занятий, и возможные пути их предотвращения

Проанализировав своё выступление, хотелось его усовершенствовать, отработать ораторское мастерство, преодолеть сильное волнение перед аудиторией. Как я считаю, моему выступлению не хватило психо-эмоциональной уверенности, это проявлялось в быстроте речи, порой в сбивчивости слов.

На основании результатов анализа анкет, можно сделать вывод, что наибольшая проблема у студентов была связна с доступностью восприятия полученной информации.

Возможные пути решения - это преподнести учебный материал в более простой форме, возможно в игровом варианте, для наибольшей вовлеченности в учебный процесс.

Заключение

Основной задачей практики является приобретение опыта педагогической работы в условиях учебного заведения. Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки магистра техники и технологии имеет большое значение, поскольку магистр может заниматься как научно-исследовательской работой, так и преподавательской деятельностью в любом из образовательных учреждений, вплоть до вуза. Данная практика является связующим звеном между теоретической подготовкой и будущей самостоятельной работой магистров техники и технологии, как при педагогической деятельности, так и научной работе.

По итогам педагогической практики было закреплено и реализовано на практике знания, полученные в процессе обучения и навыков творческого подхода к решению педагогических задач, для конструирования и проведения учебных занятий.

Была изучена специфика деятельности преподавателя по направлению «Управление проектами» и формирование умений выполнения педагогических функций.

Было приобретено в практической деятельности педагогических умений, навыков и компетенций по направлению «Управление проектами».

Было освоено:

Проведение практических занятий со студентами по рекомендованной теме учебной программы.

Были выработаны навыки:

1. Формулировать научно-исследовательские цели и задачи для студентов;

2. Организовывать их деятельность;

3. Планировать научно-исследовательскую работу;

4. Проводить самоанализ эффективности собственной работы как потенциального научного руководителя;

5. самостоятельного поиска и изучения специальной литературы;

6. Выработка умений грамотно и полно излагать состояние научной проблемы на основе анализа литературы;

7. Выработка умений ставить исследовательские цели, формулировать задачи практической работы;

8. Знакомство с методами исследования, выработка практических навыков их применения;

9. Выработка навыков работы с людьми.

Список литературы

1. Алексанов Д.С. Разработка бизнес-планов инвестиционных проектов для предприятий АПК: методические рекомендации. - М.: Изд-во ФГУ РЦСК, 2006. - 187 с.

2. Алексанов Д.С., Кошелев В.М. Экономическая оценка инвестиций - М.: Колос-Пресс, 2002. - 382 с.

3. Алексанов Д.С, Кошелев В.М, Ф. Хоффман «Экономическое консультирование в сельском хозяйстве» Москва «КолосС». 2008 г.

4. Бухгалтерская отчетность предприятия ЗАО «Агрофирма Оптина» за 2009 и 2010 год.

5. Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008.

6. Бляхман Л.С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2007 - 176 с.

7. Васильев Г.А., ред. Основы маркетинга: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 543 с.

8. Виленский, П.Л., Лившиц, В.Н., Смоляк, С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. - М.: Экономика, 2001. - 855 с.

9. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия: учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2008. - 652 с.

10. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. - Таганрог: ТРТУ, 2000. - 132 с.

11. Егоров И.В. Управление товарными системами: Учебное пособие «Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»», 2001.-644 с

12. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2006.

13. Ершова С.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. - СПб.: СПбГAСУ, 2007. - 155 с.

14. Зелль, А. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов / Пер. с нем. - М.: Ось - 89, 2001. - 240 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Процесс прохождения практики и формирование профессиональных черт. Формирование и развитие профессиональных умений и навыков. Выработка творческого и исследовательского подхода к профессиональной деятельности. Современный профессиональный опыт.

    отчет по практике , добавлен 03.01.2009

    Основные требования к организации педагогической практики. Формирование профессиональных психолого-педагогических умений. Конструктивные умения. Коммуникативные умения. Организаторские умения. Исследовательские умения.

    учебное пособие , добавлен 14.06.2007

    Анализ и разработка методического обеспечения по формированию умений и навыков самостоятельной подготовки переводчика. Принципы лингвистической подготовки студентов-переводчиков. Значение функций памяти, техники речи, родного языка в работе переводчика.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2011

    Изучение социальной значимости педагогической деятельности. Анализ требований, предъявляемых к личности преподавателя, его интеллектуальному потенциалу и моральному облику. Компоненты педагогической культуры. Структура общих педагогических способностей.

    презентация , добавлен 19.10.2013

    Уровни усвоения знаний в педагогической практике. Формирование общеучебных умений и навыков на уроках химии в 11 классе. Образовательный аспект темы "Периодический закон и периодическая система химических элементов Менделеева" в системе школьного курса.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2011

    Анализ профессиональной подготовки будущего специалиста-педагога. Проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов в педагогических ВУЗах. Особенности профессиональной направленности личности будущих специалистов-учителей "Технологии".

    дипломная работа , добавлен 17.03.2011

    Решение учащимися учебно-познавательных задач. Формирование умений выделения главного. Объекты аналитико-синтетической деятельности учащихся. Дидактические ситуации в курсе технологии. Перечень умений, необходимых для выполнения приемов сравнения.

    статья , добавлен 08.05.2009

    Педагогический процесс как динамическая система. Структура педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Структура профессиональной компетентности педагога. Характеристика основных групп педагогических умений.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Понятие педагогической технологии. Игровые технологии в младшем школьном возрасте. Классификация педагогических игр. Формирование иноязычных речевых навыков учащихся посредством игры. Творческие игры как средство формирования коммуникативных навыков.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Факультет физический

Кафедра электроники

о научно-педагогической практике в вузе

магистранта 5 курса, физического факультета

Алексеева Михаила Юрьевича

в ВГУ с 20.10.2010г. по 30.11.2010г.

Воронеж 2010

1. Анализ учебной и внеаудиторной работы по предмету

Количество посещаемых и проанализированных вузовских учебных занятий (занятия у педагога-методиста и сокурсников-практикантов) – 5, количество самостоятельных проведенных занятий – 2 (учебная дисциплина: “Экспертные системы”, темы занятий: “Декларативное программирование”, “Логика и теория множеств”). В период практики были освоены такие формы проведения занятий как информационная лекция, практическое занятие и лекция вдвоем. Основной проблемой при подготовке и проведении занятий являлся недостаток опыта в организации подобных мероприятий: при подготовке к проведению первого занятия сложно было понять, с чего стоит начать лекцию, как привлечь внимание аудитории и будет ли ей вообще интересен предлагаемый для изучения материал.

2. Анализ собственного стиля педагогической деятельности практиканта

При проведении занятий в основном использовался демократический стиль общения – студенты принимали активное участие в обсуждении излагаемого материала. На мой взгляд, данный стиль положительным образом сказывается на усвояемости материала, так как увеличение инициативы студентов приводит к сохранению у них интереса к предмету, а следовательно, и большей концентрации внимания на нем. Кроме того, при демократическом стиле общения студенты не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но и сближаются между собой в личностном отношении. Помимо демократического стиля, использовалось общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Мне кажется, этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-развивающей деятельности, так как увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.

3. Общие выводы о практике

Мне кажется, что при прохождение педагогической практики закладывается тот самый фундамент, который в дальнейшем позволяет каждому студенту стать преподавателем (было бы только желание). Несмотря на небольшой период практики, в ходе нее студент приобщается к искусству педагогики и получает основные навыки общения с аудиторией.

Благодаря практике я смог лучше понять себя и группу, в которой учусь. Также я научился использовать различные жесты для пояснения материала, излагать материал логически связанно, грамотно отвечать на вопросы, планировать занятие, рассчитывая на определенное время, грамотно работать с доской и адаптировать материал под способности аудитории. Для улучшения своей педагогической деятельности необходимо бороться с комплексами, развивать громкость голоса, большее внимание уделять аудитории.

Таким образом, обучение в Воронежском государственном университете дает хорошую основу для преподавания, а практика помогает выработать индивидуальный стиль.

4. Анализ и самоанализ вузовской лекции

4.1 Целенаправленность

В ходе лекции “Декларативное программирование” учащимся был прочитан материал по курсу «Экспертные системы». Данная лекция позволяет ознакомиться с основными видами декларативного программирования и их применению для решения различных задач при проектировании экспертных систем. Так как данный курс является профильным для нашей группы, то материал лекции должен помочь студентам повысить их профессиональные навыки в области информационных технологий и стать более высококлассными специалистами.

В информационной лекции “Декларативное программирование” последовательно излагается применение различных языков программирования (PROLOG, LISP, Haskell, Рефал и т.д.) для решения различных научных задач (таких как создание различных моделей искусственного интеллекта, систем распознавания изображения и т.д.). Как показывает история развития ИТ-индустрии, одни популярные технологии достаточно быстро приходят на смену другим, что диктует определенные требования к концепциям и предметам преподавания, ведь нет никаких гарантий в том, что через несколько лет JAVA и C# не будут по популярности близки к Turbo Prolog"у и PL/1. Как следствие - специалист, "натасканный" на технологии, актуальные и востребованные сегодня, завтра уже может оказаться бесполезным. Такое образование, на мой взгляд, будет неэффективным. С другой стороны, точно предсказать, когда и какие направления будут актуальными, скажем, через 5-10 лет, не представляется возможным. Поэтому, мне кажется, необходимо выделять равные приоритеты сразу нескольким парадигмам, позволяя таким образом будущим специалистам взглянуть “с высоты птичьего полёта” на все методологии, которые включает в себя понятие программирования и увидеть всю иллюзорность ограничений любой конкретно взятой.

4.3 Технология

Техническое оснащение аудитории позволило часть излагаемого материала представить в виде презентации, что позволило не только сэкономить время при объяснении основных понятий и записи примеров текстов программ, но и улучшить наглядность предоставляемой информации. Также для объяснения некоторых принципов и методов декларативного программирования и пояснении при ответе на вопросы использовалась доска.

Так данная лекция носила ознакомительный характер, а излагаемый материала был достаточно объемным, то тем речи был выбран достаточно высоким.

Выводы

Сложности, возникшие при подготовке материала, были преимущественно связаны с обилием большого количества материала по теме лекции, выбрать из которого нужно было самое важное и по возможности интересное. Несмотря на то, что весь материал так и не был изложен, считаю, что занятие проведено успешно. В ходе лекции несколько раз возникали дискуссии, что свидетельствует о том, что, по крайней мере, некоторым студенты слушали ее и, возможно, им даже было интересно. Основная трудность при проведении занятий – отсутствие опыта длительных выступлений перед аудиторией, что иногда приводило к заминкам и паузам. Также в начале лекции испытывалось некоторое волнение, что привело к небольшому изменению в плане лекции (были пропущены некоторые факты из истории развития декларативного программирования), однако это не нарушило целостность излагаемого материала. В дальнейшем считаю необходимым более тщательно отбирать материал и лучше подготавливать вступительную часть лекции.

Психологический портрет студента

Общие сведения о студенте

Данный психологический портрет составлен для студента Логинова Сергея Александровича, обучающегося в ВГУ на 5 курсе физического факультета группы “информационные системы и технологии”. В университете Сергей обучается 5 лет, до поступления в ВГУ учился в школе №86 в физико-математическом классе. На данный момент состояние физического развития хорошее, вредных привычек не имеет.

Характеристика психологических особенностей студента

В общении - открытый, доверчивый, внимательный, лишен зависти; в действиях – ориентирован на единичные цели, не стремится их усложнять (скорее склонен упрощать проблемы); в учебе – рассудителен, уверен, любит работать в группе.

Обладает хорошей зрительной памятью (как кратковременной, так и долговременной). Доминирующий вид мышления - логический.

Обладает хорошей дикцией. Устная речь – эмоциональная и выразительная (в зависимости от настроения и испытываемых чувств преобладают различные окраски). Письменная речь отличается свой лаконичностью и ясностью излагаемого материала.

Способен длительное время концентрировать внимание на объекте изучения, причем при необходимости может переключать внимание и на другие объекты. Преобладающий вид внимания – произвольное внимание (прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом).

Преобладающее настроение – хорошее (является скорее оптимистом, чем пессимистом), хотя иногда склонен впадать в депрессии (которые чаще всего быстро заканчиваются). В общении не скрывает своих чувств, однако это не мешает ему быть хорошим собеседником.

Обладает высокими морально-волевыми качествами. В сложной ситуации не склонен к панике, всегда старается действовать спокойно и рассудительно.

По типу темперамента относится скорее к сангвинику (очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно), хотя и не лишен меланхолии (легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий).

Участие студента в различных видах деятельности

В целом успеваемость – удовлетворительная. Любимые предметы – термодинамика и квантовые статистики, математический анализ и теоретическая механика (несмотря на сложность и непонятность данных предметов, почти все из них были успешно сданы на момент написания психологического портрета).

В общественной и организаторской деятельности замечен не был, уровень общественной активности невысокий.

На данный момент кроме учебы в ВГУ проходит обучение в центре “Сименс” (изучает иностранные языки (английский и немецкий) программирование (Java, C++, Abab), системы управления и проектирования (SAP)).

Позиция студента в группе

Является неотъемлемой частью группы. Не стремиться быть лидером, однако к его мнению прислушиваются.

Преподавателям: при обучении студента следует учитывать, что он как правило имеет свой взгляд на излагаемый материал, однако в высказываниях осторожен.

Родителям: любит явное проявление заботы в любом виде (моральном и материальном).

Студенту: не стремиться к чрезмерному упрощению задач; не скрывать свое мнение, если оно расходится с мнением большинства.

Отчет о прохождении практики

Я, Кудрявцева Анна Андреевна, магистрантка специальности « Начальное образование», гр. ЗМНО – 14, проходила педагогическую практику на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «КИПУ» в период с

Педагогическая практика является важной составляющей профессиональной подготовки магистров по основной образовательной программе, нацеленной на формирование у будущих преподавателей системного подхода к проектированию образовательного процесса в вузе, анализу и конструированию учебных занятий, а также формированию культуры педагогического труда и профессиональной компетентности.

Перед началом работы была определена цель педагогической практики: знакомство со спецификой деятельности преподавателя в учреждении высшего учебного заведения, а также формирование к готовности преподавательской деятельности в высших педагогических учебных заведениях.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

    Закрепление, углубление, расширение профессиональных умений и навыков педагогической деятельности;

    Освоение умений отбора учебного материала, выбора формы методов организации изучение конкретной темы;

    Формирование профессиональной позиции, стиля поведения и профессиональной этики преподавателя.

    Ознакомление с должностными обязанностями преподавателя, направлениями деятельности, рабочей документации;

    Посещение учебных занятий преподавателей с целью ознакомления с методикой преподавания в высшем учебном заведении, в последующем написания анализа;

    Отбор учебного материала по дисциплинам «Философия и история образования», «История педагогики», «Педагогика», и остальные;

    Проведение лекционных занятий, практического занятия, воспитательного мероприятия;

    Посещения учебных занятий магистрантов с целью ознакомления и выявления неточностей в методике преподавания в высшем учебном заведении. В последующем написанием анализа;

    Сделать выводы и предложения по улучшению содержания и организации педагогической практики.

За время прохождения практики я познакомилась с профилем учебного заведения, его деятельностью, а также его руководителями и педагогическим коллективом. Изучила основные цели и задачи организации учебно- воспитательной деятельности. Изучила основные приемы организации образовательного процесса. Исследовала уровень развития учебного коллектива.

За время практики я приобрёла много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится. В данной работе были достигнуты все поставленные задачи.

Я считаю, что я справилась со своими задачами и с уверенностью могу сказать, начинающим преподавателям нужно равняться на старших коллег.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…..………...3

1. Оценка конкретных условий обучения в данной школе…………………….6

2. Описание воспитательной работы классного руководителя………………...8

3. Характеристика классного коллектива…………….……………………….10

4.Основные направления и содержание воспитательной деятельности……..11

5.Участие в работе методического объединения классных руководителей…13

6. Выводы и предложения………………………………………………………14

4. Заключение………………………………………………………………….…15

Введение

«Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, допускать шутку, но не превращать серьёзное дело в шутку».

К.Д. Ушинский

К своей работе я не зря взяла эпиграфом слова великого русского педагога К.Д Ушинского, на практике убедилась в правильности значения этих слов. Слова К. Д. Ушинского заставляют задуматься, и признать, что воспитание и обучение очень серьезная и ответственная работа, которая может сделать человека счастливым, и это отражается в словах великого психолога А. С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтоб он был счастливым, можно».

В своей педагогической практике я перенеслась из роли студента в непривычную мне роль педагога. Ведь человек может понять насколько сложно или наоборот очень доступно и легко ему будет в данной области только тогда, когда сам попробует себя в ней. Педагогическая практика, на мой взгляд, помогает студенту понять все те предметы, что он изучал эти четыре года и дает возможность применить свои знания.

Одним из важнейших элементов педагогической практики является ознакомление с планированием и овладение основами методики организации воспитательной работы в учебном учреждении. Приобретение навыков самостоятельного ведения воспитательной работы с учащимися, при учете их возрастных и индивидуальных особенностей, – необходимое условие профессионального становления будущего учителя. Только на практической работе могут быть сформированы умения педагогически правильно строить свои отношения с учащимися, их родителями, коллегами.

Для успешного прохождения практики, мною были поставлены определённые цели и задачи, которые я постаралась выполнить.

Целями педагогической практики являются:

Знакомство студентов с педагогической реальностью учебного заведения;

Смена социальной роли (переход от позиции «учащийся» к позиции «преподаватель»);

Непосредственное участие в воспитательном процессе учебного заведения;

Верификация профессионально-теоретических знаний, получаемых в ВУЗе.

Знакомство с особенностями работы классного руководителя;

Овладение содержанием и методикой воспитательной работы в классном коллективе;

Овладение методикой изучения личности подростка.

Задачи практики:

Познакомится с целями и задачами практики, сроками ее проведения. -Приступая к практике, ознакомится с правилами внутреннего распорядка лицея. -получение практических навыков планирования воспитательной работы в группе учащихся;

Приобретение опыта профессиональной деятельности педагога по подготовке к циклу воспитательных мероприятий;

Получение начальных навыков проведения классных часов в группе учащихся;

Изучение педагогического опыта квалифицированных преподавателей учебного заведения.

По итогам практики представить для зачета отчетную документацию.

В содержание деятельности входит:

Знакомство с системой работы классного руководителя (беседа с классным руководителем, ознакомление с планом его работы; посещение воспитательных мероприятий и др.);

Изучение опыта работы внеурочной воспитательной деятельности по предмету;

Помощь классному руководителю в проведении воспитательной работы

Помощь активу класса, органам самоуправления в планировании, организации и проведении классных воспитательных мероприятий;

Самостоятельная подготовка и проведение не менее трех отдельных форм работы с детьми;

Организация помощи отстающим в учебе учащимся;

Подготовка и проведение внеклассного воспитательного мероприятия по предмету;

Участие в работе методических объединений, семинаров в школе;

Помощь классному руководителю в подготовке и проведении родительского собрания

Овладение профессионально-педагогическими умениями и навыками в организации и проведении индивидуальной работы с учащимися, в определении конкретных воспитательных задач в своем коллективе, планировании работы и самостоятельном ее осуществлении;

Установление с учащимися доброжелательных, уважительных отношений;

Предъявление учащимся конкретных требований, контроль за их выполнением;

Ведение работы по сплочению коллектива класса;

Анализ своей педагогической деятельности, выявление достижений и недостатков, постановка конкретных задач для дальнейшего совершенствования;

Обобщение опыта классного руководителя по одному из направлений системы воспитательной работы (работа с учителями-предметниками, работа с “трудными детьми”, с родителями, организация досуга и др.)

Оценка конкретных условий обучения в данной школе, классе.

Я проходила свою педагогическую практику в МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области. Директором лицея является М.М.Шелехов.

Место нахождения лицея 305540, Курская область Курский район д.Полевая.

У меня осталось положительное впечатление от увиденного во время прохождения практики. В первую очередь хотелось остановиться на оценке лицея и учителей. Что касается школы, можно отметить, что состояние очень хорошее. В лицее проведен капитальный ремонт, оба этажа выглядят очень современно, оборудование и мебель полностью новая. Также в школе много широких окон, и поэтому она очень хорошо освещена, что, безусловно, большой плюс. Расположение кабинетов правильно и рационально продумано. На каждом этаже чистота и порядок, и это конечно радует глаз. Кроме того я обратила внимание на оснащение, которое стоит в кабинетах. Это новейшее современное оборудование: проекторы, компьютеры, интерактивные доски, телевизоры и прочие вспомогательные средства, что бесспорно помогает педагогической деятельности. Таким образом, ученику не придется скучать на уроке. Я также отметила отменный отбор учителей. Все они высоко квалифицированы и компетентны.

Руководителем моей практики была Ильюта Валентина Яковлевна, преподаватель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР. Валентина Яковлевна продуктивно использует технологии исследовательской работы, информационно-коммуникационные, проектные, интерактивные, здоровье сберегающие технологии. Выявляет и системно развивает способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности: в 2012, 2013 г.г. ее ученица Белкина В. была победителем муниципального конкурса сочинений «Моя семья», обучающаяся Субботина В. в 2013-2014 г.г. являлась победителем общероссийской дистанционной предметной олимпиады «Олимпус» по русскому языку, в 2015 г – победителем Всероссийских дистанционных олимпиад «ФГОСтест» по русскому языку, литературе. Уровень качества знаний обучающихся имеет позитивную динамику, за последние три года уровень качества знаний по русскому языку обучающихся по образовательным программам основного общего образования возрос с 52% до 62%, по литературе – с 63% до 71%.

В первый же день я самостоятельно ознакомилась с графиком работы учителя русского языка и литературы. За мной был закреплен физико-математический 8 «Б» класс. На основании графика работы учителя, а так же расписания в закрепленном за мной классе, я составила график индивидуальной работы, по каждому из предметов, который претерпел небольшие коррективы в процессе прохождения практики. В течение недели я ходила на уроки к этому классу, из классного журнала я узнала о успеваемости каждого из учеников, так же о общественных поручениях, интересах и участии в кружках, секциях и о состоянии здоровья учащихся. Еще мне понравилось работать с классным руководителем 8 «Б» класса Разумовой Еленой Николаевной. Мной были посещены несколько уроков классного руководителя, так же классные и информационные часы и общешкольные мероприятия. Классный коллектив достаточно организованный, дисциплина хорошая и уровень знаний у большинства высокий.

По собственной инициативе я стала посещать уроки параллельного класса. Что касается его, это коррекционный класс, уровень знаний низкий, дисциплина шаткая, но дети очень хорошие и атмосфера в этом классе мне понравилась больше. Работать с ними было хотя и трудно, но интересно, и мы добились определенных результатов.

Воспитательная работа классного руководителя.

Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель, и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно- воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.

Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса. Классный руководитель выполняет несколько функций:

Организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам) - состоит в активном содействии классному самоуправлению, развитию детской самодеятельности.

Воспитательную (формирование личности и коллектива)

Коммуникативную (организация общения);

Координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);

Коррекционную (преобразование, изменение личности);

Экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);

Административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).

Идейно-воспитательная функция - проявляется как аналитико-обобщающая. Необходимость налаживать взаимодействие четырех коллективов (учащихся, учителей, родителей, общественности) подчеркивает значение функции координационно-информационной. Важность непосредственного доверительного контакта с детьми в целях своевременного снятия психических напряжений делает актуальной психологическую функцию.

Стимулирующе-тормозящая функция - дает возможность активизировать общественно ценную деятельность детей и приостанавливать негативную.

Импровизационно-творческая функция- обеспечивает классному руководителю повышенную контактность, эффективность общения, целенаправленного взаимодействия с детьми.

В качестве важнейших функций (от лат.functio - исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностическая, организаторско- стимулирующая, объединительно- сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая

Характеристика классного коллектива.

Классный коллектив был образован 1 сентября 2012 года. В начальной школе с обучающимися работала Русанова А.Н. В сентябре 2011 года созданы два класса, а в сентябре 2012 из этих двух классов отличники и хорошисты были переведены в физико-математический класс. Между обучающимися достаточно ровные, бесконфликтные отношения, в классе нет аутсайдеров.

Способности у большинства хорошие, дети добрые и уважительные. В целом обучающиеся класса разнородны с точки зрения своих индивидуальных способностей.

Основные направления и содержание воспитательной деятельности.

Практика велась в рамках, составленного мной, индивидуального плана. Значительных отклонений от плана не было, уроки и внеклассные мероприятия проводились вовремя.

Помимо запланированной мною работы я оказывала помощь лицею в проведении мероприятий. Вместе с коллективом учителей ездила на конкурс художественной самодеятельности работников образовательных организаций района, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и была отмечена призом зрительских симпатий. Также я была приглашена в жюри общешкольного конкурса чтецов и конкурса патриотической песни, на который написала статью в газету «Сельская новь». В данный момент помогаю в подготовке к конкурсу молодых специалистов: пишу сценарий в стихотворной форме, подбираю костюмы для презентации лицея. С молодым педагогом по химии буду принимать участие в проведении мероприятия ко дню Победы в Великой Отечественной войне в качестве ведущей.

Во время отсутствия учителя, когда она была на курсах, вместо нее я проводила занятия литературного кружка: готовила учеников к конкурсу чтецов. Ученицы моего класса показали хороший результат: Данилова Валерия заняла 1 место, а Субботина Лера 3 место.

Я тщательно ознакомилась с воспитательной работой классного руководителя 8 «Б» класса Разумовой Елены Николаевны. В плане воспитательной работы методы воспитания направлены на формирование сознания, организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения, стимулирования поведения и деятельности; формы организации деятельности также разнообразны, массовые, коллективные, групповые, индивидуальные. Я считаю, что работа по такому плану является весьма эффективной и полезной. Согласно плану мной был проведен конкурс эрудитов «Шаг во Вселенную» и классный час на тему «Толерантность», перед тем как проводить данные мероприятия я консультировалась с классным руководителем, который помог мне подобрать подходящий материал. Помимо мероприятий плановых я провела и другие: беседу по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего», викторину «Занимательный русский язык». Каждое мероприятие проводила сама в присутствии классного руководителя и завуча по воспитательной работе Бесединой Людмилы Анатольевны.

Цель мероприятия «Занимательный русский язык»: воспитывать интерес к русскому языку, развивать речь и творческие способности детей. Викторина проводилась среди параллельных классов. Мероприятие прошло занимательно и интересно, дети смогли раскрыться, и каждый старался показать свои знания, к тому же между классами сразу образовалась сплоченная атмосфера, т.к. я организовала смешанные группы, а не устраивала соревнование между классами. Однако, было заметно слабое развитие детей из коррекционного класса, речь их не развита, фразеологизмы они знают плохо и от этого стеснялись высказывать свои мысли. По окончании мероприятия каждый класс получил задание написать коллективное сочинение на свободную тему с использованием большого количества фразеологизмов. Потом, мы сразу отправились в сельскую библиотеку, и ученики взяли фразеологические словари для выполнения данного задания. Также дети смогли ознакомиться с книжной выставкой «Писатель и художник», посвященной 90-летию со дня рождения Е.И.Носова, взять книги писателя-земляка и другую понравившеюся литературу. Ровно через неделю мы собрались снова в библиотеке, проверили сочинения, они получились очень интересные и смешные. Уровень знаний заметно увеличился, у детей появился больший интерес и желание развиваться.

Достаточно интересно прошел классный час на тему «Толерантность», у детей сформировалось представление о толерантном отношении, углубилось понимание его значения, они научились видеть и ценить межиндивидуальные различия сверстников; смогли убедиться, что, несмотря на то, что все они очень разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера. На мероприятии присутствовали родители учащихся, они также принимали активное участие в его проведении, что способствовало созданию благоприятного общения, как среди детей, так и среди взрослых и помогло в сплочении классного коллектива.

Мне было интересно присутствовать на общешкольном родительском собрании, которое состоялось двадцать пятого апреля. Тема данного мероприятия - «Семейные ценности». Обсуждались самые волнующие и важные вопросы, родители и педагоги соблюдали такт, каждый мог высказать свое мнение и внести предложения. После все разошлись по классам, где состоялись классные родительские собрания, я отправилась на собрание в 8 «Б» класс, смотрела за работой классного руководителя с родителями, мне понравилась манера общения Елены Николаевны, она доброжелательна и приветлива, поэтому царит атмосфера понимания в данном коллективе.

Во время практики мне приходилось работать с различной школьной документацией. В своей работе я использовала «Тематическое планирование», «План воспитательной работы»; заполняла журналы: писала темы уроков, ставила оценки, отмечала отсутствующих; ставила оценки в дневники школьников, писала замечания.

Участие в работе методического объединения классных руководителей.

Приняла участие в работе методического объединения классных руководителей, выступила с докладом на тему «Воспитание через художественные произведения». Заседание проходило 25 апреля.

Выводы и предложения.

От пройденной практики у меня остались лишь положительные впечатления. Все два класса, в которых я проводила внеклассные мероприятия, имели отличную дисциплину, дети были очень активны, стремились себя показать с лучшей стороны. Но конечно были отдельные недочеты. Ученики не привыкли работать с раздаточным материалом, что мне показалось неправильным. С помощью раздаточного материала можно работать намного быстрее. Но у меня это получалось наоборот, они долго ориентировались, путались.

В конце хотелось бы также отметить, что нужно учитывать особенности каждого ученика, составлять разные по сложности задания. Ученики делятся на активных и менее активных, и поэтому надо сделать так, чтобы были задействованы в процессе урока или мероприятия все. Не надо также повышать голос на учеников, часто ругать, акцентировать свое внимание на одном ученике. Все это негативно скажется на дальнейшем отношении ученика к предмету, к учителю и к учебному процессу в целом

Заключение.

За время прохождения практики я познакомилась с профилем учебного заведения, его деятельностью, а также его руководителями и педагогическим коллективом. Изучила основные цели и задачи организации учебно- воспитательной деятельности. Ознакомилась с основными положениями Устава лицея, познакомилась с видами локальных актов образовательного учреждения. Изучила основные приемы организации образовательного процесса. Исследовала уровень развития учебного коллектива, изучила особенности ученического коллектива. За время практики мне удалось разработать и провести 4 воспитательных мероприятия.

За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится.

В данной работе были достигнуты все поставленные задачи.

Публикации по теме