Профессия ювелир — описание, плюсы и минусы, где учиться. Ювелирное дело для новичков Материалы и инструменты для создания ювелирных изделий

Вопрос, как стать ювелиром, актуален уже не первую сотню и даже тысячу лет - умение создавать изящные украшения, работать с драгоценными металлами и камнями ценилось со времен древних цивилизаций. Конечно, за прошедшие века способы обучения значительно изменились: многолетние отношения «мастер - подмастерье» трансформировались в очные и заочные образовательные программы, благодаря которым достичь профессионального уровня можно буквально за пару лет. Кроме того, в определенной степени изменился и сам подход к профессии: сейчас над тем, как стать ювелирным мастером, раздумывают не только те, кто видит это как свою профессию, но и те, кто ищет интересное хобби, на котором к тому же можно неплохо заработать.

Что необходимо тем, кто хочет стать ювелиром?

Конечно, прежде чем записываться на курсы или приступать к самостоятельному обучению, многие пытаются выяснить, что нужно, чтобы стать ювелиром, и в какую сумму обойдется все необходимое. В целом ювелирное дело включает три основных направления: создание эскизов, 3D-моделирование и непосредственная работа над изделием (литье, обработка и т.д.).

Так, надо иметь в виду, что для ювелирного производства требуется отдельное помещение с вытяжкой. Большая часть стандартных инструментов продается в обычном строительном магазине: это лобзик, киянка, ножницы по металлу, напильники и пилки , круглогубцы, кусачки, штангенциркуль и т.д. Конечно, есть в арсенале мастера и специфические инструменты и приборы, которые в основном нужны для создания и обработки литьевых форм - стальная плита для правки и рихтовки, изложница и т.д. С полным списком необходимого вы ознакомитесь непосредственно в ходе обучения.

Для эскизов потребуются бумага, карандаши, акварель, гуашь, кисти. Также будут уместны проволока, пластилин и клей. 3D-моделирование осуществляется на компьютере. Он может обладать средней производительностью и иметь не самую мощную видеокарту, главное - установить на него специализированные программы, такие как Rhinoceros 3D и ZBrush . Кроме того, ювелиру пригодятся Photoshop и CorelDRAW.

Таким образом, если у будущего мастера есть подходящее помещение, наиболее ощутимой статьей расходов на начальном этапе станет приобретение необходимых инструментов, а также покупка лицензионного программного обеспечения.

Где можно стать ювелиром?

Казалось бы, Всемирная паутина существенно расширила наши возможности по самообучению: можно найти любые учебные пособия и самому начинать постигать то или иное ремесло. Однако ювелирное дело - это та сфера, где самостоятельно стоит лишь совершенствовать технику , а обучаться азам и доводить мастерство до нужного уровня лучше с преподавателем. Во-первых, у него есть полноценная программа, которая охватывает все аспекты и направления, в то время как при самостоятельном обучении ученик, как правило, сам составляет себе программу. Новичку не так просто справиться с этой задачей, ведь ему сложно оценить правильность и полноту выбранного материала.

Во-вторых, при обучении под надзором опытного мастера вы перманентно получаете обратную связь . Преподаватель подскажет, над чем еще стоит поработать, сразу укажет на ошибки, если они есть. В-третьих, существуют и такие области, которым выучиться самостоятельно практически невозможно. Например, для ювелирного дизайна очень сложно найти специализированную литературу, которая бы полноценно освещала данную область.

Таким образом, если вы действительно хотите овладеть мастерством по созданию драгоценных изделий, вопрос: «Как стать ювелиром самостоятельно?» должен смениться вопросом: «Куда поступать, чтобы стать ювелиром?» И здесь есть два основных варианта: очные и заочные курсы (онлайн-программы). Плюсы заочных занятий: более низкая цена и возможность учиться у себя дома, в наиболее удобное время . Плюсы очных курсов: обучение проходит быстрее и эффективнее, всегда есть контакт с преподавателем и другими учениками, можно обсудить какие-то вопросы, попросить совета или помощи.

Где выучиться на ювелира в Москве?

Всех желающих стать ювелиром, вне зависимости от их подготовки, приглашает школа ювелирного дизайна J-design.pro . Здесь организованы как очные, так и заочные курсы, которые построены таким образом, чтобы ученики шаг за шагом овладевали всеми навыками работы профессионального ювелира и по завершении программы могли создавать собственные изделия . Обучение длится от полугода (для начального уровня) до двух лет (для профессионального уровня).

При формировании программы значительное внимание было уделено не только техническим, но и художественным аспектам. Будущих мастеров учат думать, анализировать и оценивать, прививают художественный вкус. Именно поэтому слушатели очных курсов ходят с преподавателями на специализированные выставки, где знакомятся с изделиями, выполненными профессионалами, и анализируют их. Школа J-design.pro предоставляет ученикам все необходимое, чтобы стать ювелиром, начать производство собственных изделий и впоследствии, возможно, открыть собственную марку эксклюзивных украшений.

Ювелирное искусство – это прежде всего филигранная и сложная обработка драгоценных металлов и камней. Создание украшения требует от мастера точности и аккуратности, которых невозможно добиться без использования специальных средств. И если в распоряжении древних ювелиров были довольно примитивные инструменты, позволявшие осуществлять сравнительно грубую обработку, то на помощь современным мастерам приходят самые разнообразные приспособления. Итак, что нужно ювелиру для работы, результат которой достоин восхищения и права называться произведением искусства?

Инструменты для ювелира

Современный ювелир – это в прямом смысле мастер на все руки. Для полноценной работы он должен владеть широким набором навыков и инструментов. В одной статье описать весь арсенал специализированных средств невозможно, но вполне реально обозначить минимальный набор того, что нужно начинающему ювелиру для работы. В нем можно выделить следующие категории инструментов и оборудования.

Столярные инструменты. Они используются для создания и обработки металлических заготовок будущих ювелирных украшений. В обязательный набор входят следующие столярные инструменты:

  • небольшие столярные тиски и ручные цанги, необходимые для фиксации заготовок во время их обработки;
  • напильники и надфили, с помощью которых выполняется более точное и аккуратное оформление металлической заготовки;
  • сверла, предназначенные для проделывания в заготовках сквозных отверстий и углублений;
  • фрезы, используемые для вытачивания заготовок и придания им общих очертаний с целью последующей точной обработки;
  • плоско- и круглогубцы, применяемые для фиксации заготовок во время обработки или придания им угловых или округлых форм;
  • кусачки и ножницы, необходимые для вырезания заготовок из листового материала или отделения от них мелких частей;
  • пинцет, с помощью которого осуществляется кратковременная фиксация изделия или его элемента (например, во время пайки), а также гибка, не требующая значительных усилий.

Оптика. Ювелирный мастер в большинстве случаев имеет дело с изделиями малого размера, поэтому для работы ему необходимы увеличительные оптические инструменты, среди которых можно выделить:

  • лупы, используемые для относительно небольшого увеличения (не более 20 раз);
  • бинокуляры, с помощью которых мастер может наблюдать увеличенный предмет двумя глазами;
  • микроскопы, используемые при работе с особо мелкими изделиями и деталями, а также при огранке камней.

Канцелярские инструменты. Перед изготовлением самого украшения ювелир создает его наброски и эскизы, которые также пригодятся для согласования проекта с заказчиком. Для этого применяется обыкновенный канцелярский инструментарий:

  • простые карандаши и ластик для создания набросков будущего изделия;
  • плотная бумага для эскизов и набросков;
  • краски и кисть для цветной отрисовки эскизов.
  • также могут применяться перья и тушь для контуровки эскизов.

Инструменты для шлифовки. Данное оборудование используется ювелирами для придания изделиям гладкости и блеска. С этой целью используются следующие инструменты:

  • Полировальные и шлифовальные стационарные станки или ручные машины;
  • Шлифовальные круги из муслина, брезента, фланели и т. д.;
  • Нитяные, пуховые, щетинные, лепестковые, металлические и другие щетки.

Программное обеспечение. Помимо инструментов для непосредственно создания ювелирных украшений, ювелиры широко используют средства компьютерного моделирования и создания эскизов будущих изделий. Для этого используются следующие программные пакеты:

  • Rhinoceros и Matrix – основные инструменты ювелира для 3D-моделирования будущего украшения;
  • ZBrush – эта программа позволяет «лепить» виртуальную модель и накладывать на нее орнаменты и текстуры;
  • KeyShot – с помощью этого программного средства можно осуществить рендеринг 3D-модели для презентации заказчику или помещения в личное портфолио;
  • CorelDraw или Adobe Illustrator – эти векторные редакторы идеально подходят для отрисовки компьютерных эскизов ювелирных украшений.


Очевидно, что представленный выше перечень используемых ювелирами инструментов и программ далеко не полон. В своей работе они применяют огромный перечень другого оборудования для огранки камней, литья, 3D-печати моделей, пайки и т. д. Со всеми базовыми аспектами изготовления украшений вас могут познакомить профессиональные преподаватели школы ювелирного дизайна
J-DESIGN.PRO . Проводимые ими онлайн-курсы и очные занятия позволяют усвоить основные навыки и умения, которыми должен обладать любой ювелир, начиная от основ художественной композиции до работы с инструментами и программами.

Профессия ювелир с давних времен принадлежит к числу престижных, высокооплачиваемых, а главное – интересных и творческих. Ювелиры работают с драгоценными камнями и металлами, а потому окутаны ореолом роскоши и близости к высшему обществу. Кроме того, представители данной профессии ассоциируются с людьми аккуратными, точными, скрупулезными, готовыми к кропотливой работе, умеющими и любящими создавать прекрасные шедевры собственными руками. Думая об известных ювелирах, многие сразу представляют себе Карла Фаберже и его филигранные творения. Тем, кто и сам хотел бы делать столь же прекрасные вещи, предлагаем познакомиться с этой профессией поближе.

Особенности профессии ювелира

Подробное описание профессии ювелир стоит начать с того, что это одно из самых древних ремесел. Причем изначально работа мастера была в значительной степени связана с изготовлением предметов религиозного, сакрального назначения (тогда к таковым относились и украшения). С течением времени многие аспекты трансформировалось, однако кое-что осталось практически неизменным – например, личные качества, присущие ювелиру. В первую очередь, это сочетание творческого начала и готовности к кропотливому, рутинному труду, а также усидчивость, хороший глазомер, аккуратность, наличие художественных способностей.

Интересные факты о профессии ювелир стоит дополнить и тем объемом знаний, которым обладает хороший мастер. Он изготавливает эскизы, составляет композиции, работает с металлами, камнями и другими материалами, и каждая область требует своей специфической теоретической подготовки и практических навыков. Так, ювелир должен знать законы композиции и сочетаемости материалов, уметь чертить на бумаге и делать 3D-модели на компьютере. И конечно, в его обязанности входит работа с металлами, камнями и многие другое.

Где работают ювелиры?

Конечно, ювелир должен знать все, что касается его профессиональной области, однако не факт, что все знания пригодится ему в работе. В рамках этой профессии есть свои направления, кроме того, многое зависит от конкретного места работы. Так, в мастерской не нужно создавать собственные украшения, а вся деятельность сосредоточена вокруг уже готовых изделий: починка, увеличение/уменьшение размера, вставка выпавших камней и т.д.

Что касается сотрудников ювелирных заводов и фабрик, то в большинстве своем они имеют достаточно ограниченный круг задач: кто-то занимается огранкой камней, кто-то – отливкой форм и т.д. В небольших студиях ситуация часто иная: здесь у мастера может быть намного более широкий круг обязанностей или же он может полностью отвечать за создание какого-либо изделия.

Еще одна формы работы ювелира – свободный художник, для которого ювелирное дело – прибыльное хобби или источник постоянного заработка. «Фрилансеры» берут частные заказы или же разрабатывают собственные коллекции и продают их. В данном случае, как правило, ювелир выполняет все работы самостоятельно или с помощниками, если они у него есть, а загрузка (то есть количество взятых в работу заказов) определяется только им самим.

Стоит отметить, что многие ювелиры начинают свою карьеру именно на заводах, фабриках или в мастерских, где кроме них есть и другие мастера. Таким образом новички практикуются, получают необходимый им разносторонний опыт под руководством наставника, а уже потом при желании уходят в свободное плавание и открывают собственные студии.

Плюсы и минусы профессии ювелир

Конечно, как и любая другая профессия, работа ювелиром имеет свои достоинства и недостатки. Среди первых отметим надежность – какова бы ни была экономическая обстановка в стране и какая бы мода ни господствовала, ювелирные изделия в ходу будут всегда. Связанный с этим вопрос, востребована ли профессия ювелир, также отнесем к ее плюсам – да, эта профессия востребована. Работа хороших мастеров всегда пользуются спросом на рынке, особенно если речь идет о создании действительно стоящих украшений.

Еще один важный аспект, такой как зарплата ювелира, нельзя отнести ни к однозначным плюсам, ни к однозначным минусам. Все зависит от того, в какой именно компании работает мастер, а если он работает сам на себя, то сколько заказов берет и каких именно. Кстати, сама по себе возможность быть индивидуальным предпринимателем и иметь собственную (пусть и небольшую) студию для некоторых также является большим плюсом.

Среди минусов отметим то, что работа ювелира кропотливая, напряженная, требующая концентрации внимания и нахождения в одной позе в течение долго времени. Ювелиры часто отмечают, что это дает сильную нагрузку на глаза и позвоночник. Кроме того, данному ремеслу свойственны и другие недостатки сидячей работы, такие как гиподинамия, отечность в ногах, лишний вес и т.д.

В конечном счете плюсы и минусы профессии ювелир сводятся к тому, насколько тому или иному человеку в целом нравится данное ремесло. Если вы мечтаете работать с металлами и создавать ажурные украшения собственными руками, то немногочисленные недостатки профессии не будут играть для вас никакой роли. Если же вы не готовы добиваться точности линий и разбираться в драгоценных и полудрагоценных камнях, то и достоинства не покажутся вам значимыми.

Где можно выучиться на ювелира

Учреждений, где можно получить профессию ювелир, довольно много, и они принадлежат к одной из двух условных групп. Если речь идет о комплексном высшем образовании, то это вузы – такие как МГХПА им. Строганова. Достоинство подобных программ – фундаментальность, среди недостатков – на них освоение необходимо довольно много времени, кроме того, вузы часто делают упор на теоретической составляющей, тогда как для начинающих ювелиров теория ценна только в грамотном сочетании с практикой. Поэтому такой вариант больше всего подходит тем, кто выбирает для себя первое высшее образование.

Если у вас уже есть основная профессия, но также есть желание овладеть ювелирным делом, присмотритесь к другим учреждениям, где получить профессию ювелир можно без отрыва от текущей работы и в более сжатые сроки. Например, на очные и заочные курсы приглашает школа ювелирного дизайна J-design.pro . Оптимально составленная программа, включающая как необходимую теорию, так и всестороннюю практику, позволяет овладеть ремеслом в достаточно сжатые сроки: обучение с нуля и до базового уровня занимает от полугода, с нуля и до профессионального уровня – около двух лет.

Все преподаватели школы имеют внушительный опыт работы и внимательно следят за прогрессом своих подопечных. Кроме того, здесь ученикам предоставят все необходимые материалы и оборудование, а также подробно объяснят технику безопасности и алгоритмы работы, дадут практические советы, которые невозможно найти теоретических источниках.


Все металлические инструменты и станки нужно систематически смазывать для того, чтобы уберечь их от вероятного ржавления. В том случае, когда инструменты все-таки покрылись ржавчиной, их нужно опустить на некоторое время в керосин, и, просушив, прочистить наждачной бумагой.

Разметочные иглы, напильники, пилки, острия циркулей, каленые стальные инструменты и иные нельзя класть возле огня, поскольку в противном случае при нагревании они утратят свою твердость. Мелкие инструменты необходимо хранить отдельно от крупных. Пилки, развертки, сверла, надфили необходимо сохранять в чехлах или между перегородками.

Захваты рамки ножовки с целью удержания пилки нужно затягивать только пальцами (рукой), поскольку при затяжке щипцами можно легко сорвать резьбу. Всегда в запасе должны быть болты. Все отворачивающиеся части (у тисков, паяльных пистолетов, циркулей, дрелей, зажимных щипцов) нужно периодически смазывать.

Чаще всего новые клещи бывают слишком хрупкие и твердые и именно поэтому их острые концы нужно равномерно прогреть до желтого каления, а затем быстро охладить в масле или воде. Сломанные концы у клещей необходимо отжечь, оставить для охлаждения, затем заново подпилить концы, закалить и частично отпустить, как и новые клещи.

Кусачками и ножницами откусывают или режут только мягкие металлы, поскольку при резке стали и железа острые части деформируются и их необходимо в будущем заново шлифовать. Рекомендовано штифты, втулки и иные части ножниц и клещей систематически смазывать.

Угловые линейки и угольники, которые применяются для рисования, также имеют острые грани. Для того чтобы инструменты служили как можно подольше, их нельзя оставлять на столе между иными приборами. Как правило, их аккуратно складывают на полке вблизи от рабочего места. Циркули и концы чертежных игл лучше сохранять в пробках. Особенно бережно нужно обращаться с латунными инструментами.

Валки необходимо очищать от пыли, воска, засохшего масла, погружая их в керосин, а затем протирать мягкой тряпочкой. Таким же способом чистят и метчики. Поломанные части проволоки в винтовых отверстиях нужно устранить при помощи осторожных спиральных поворотов навертки, металл которой мягче сломанной проволоки.

Напильники, забитые материалом, необходимо чистить с помощью проволочной щетки. Ручные напильники должны иметь ручки из дерева. Если же отверстие деревянной ручки мелкое и узкое, то его необходимо подогнать раскаленным острием старого напильника или же скобой.

Паяльный пистолет с равномерным пламенем довольно безопасно подвешивать на специальной подставке. Искусственные или древесные угли, которые используются в качестве подкладки при паянии, связывают по периметру с помощью крепкой металлической проволочной вязки и укладывают на ровные кирпичи. На подложку для обжига (асбест) кладут решетку из проволочной вязки.

В кордирке (наматывающем станке) нужно систематически смазывать подшипники вала ведущих шестеренок. Прокатные станы требуют особой заботы. Прокат (особенно листовой, гладкий) нужно часто чистить, а винтовые части и подшипники основательно подвергать смазке.

Пробирный камень (булыжник) нужно очищать от полосок, нанесенных испытуемым металлом, кусковой пемзой, которую стоит постоянно смачивать водой. После промывки камень нужно основательно просушить с помощью мягкой тряпочки и равномерно обмазать растительным маслом (растереть ладонями 1-2 капли по всей плоскости). Для защиты от разрушения и пыли пробирный камень нужно содержать в закрытой коробке.

Особенно бережно нужно обращаться с захватывающей кожей. На кожу ни в коем случае нельзя класть инструменты, особенно острые и колющие. Каждое неудачное закрепление и повреждение захватывающих кож в итоге приведет к дорогим потерям благородного материала.

Качественные инструменты и порядок на рабочем столе существенно облегчат работу ювелира. Ведь из собственного опыта каждый знает, как легко работать с инструментами, к которым давно привык и которые содержатся в полном порядке.

Ювелирное дело привлекает многих людей возможностью самовыразиться, проявить свой талант и сделать себе имя в профессиональной среде. Также следует учитывать весьма высокие доходы, которые получает квалифицированный мастер от своих заказов. В то же время это достаточно сложное ремесло, требующее наличия многих специализированных знаний и навыков. Что нужно знать начинающему ювелиру, чтобы успешно проявить себя в данной профессии? Следует обратить внимание на следующие основополагающие моменты.

Теоретические знания

Профессия ювелира предполагает синтез теоретических знаний из многих областей деятельности. В частности, будущий мастер должен быть подготовлен в следующих из них:

  • Художественная композиция. Ювелирное изделие – это, прежде всего, произведение декоративного искусства. Чтобы обеспечить эстетичность украшения, начинающий мастер должен уметь гармонично сочетать его элементы друг с другом, то есть владеть хот бы основами художественной композиции.
  • Материаловедение. Ювелир всегда работает с металлами и их сплавами, драгоценными и поделочными камнями. Создать красивое и долговечное украшение он сможет только в том случае, если будет учитывать при его изготовлении свойства данных материалов. Кроме того, это необходимо для отбора качественного сырья, так как оценка используемых драгоценных камней осуществляется визуальным способом.
  • Дизайн. Если речь идет о промышленном ювелирном производстве, мастер должен учитывать в своей работе имеющиеся на данный момент тренды в мире дизайна. В противном случае его продукция не будет пользоваться большим спросом и, следовательно, не окупит затрат на серийный выпуск.

Изучению теории придается большое значение в курсах обучения. Квалифицированные преподаватели предоставят ученикам знания, которые необходимы для их дальнейшего творческого и профессионального роста.

Инструменты и софт

Ювелирное дело требует предельной точности и аккуратности. Добиться этого невозможно без использования специального оборудования. Даже минимальный набор инструментов начинающего ювелира включает достаточно большое количество приспособлений.

Инструменты для дизайна. Эскизы украшений ювелир создает с помощью бумаги, карандашей, кисти, акварельных или гуашевых красок, пластилин, проволоки и клея. Для скетчей можно применять фломастеры, однако отмывка осуществляется исключительно краской.

Персональный компьютер. Для трехмерного моделирования будущего изделия достаточно ПК средней производительности. Но если вам требуется быстрый просчет сцен и рендеринг изображения, следует обзавестись компьютером с 4-ядерным (и выше) процессором, ОП на 8 Гб и видеоадаптером среднего ценового диапазона.

Софт. Создание компьютерных эскизов украшений осуществляется с использованием растровых и векторных графических редакторов, в частности из пакетов Adobe Creative Suite и Corel Graphic Suite. Трехмерное моделирование требует применения таких программ, как Rhinoceros и ZBrush. Для создания профессиональных макетов рекомендуется применять редакторы Keyshot, Magics и прочее ПО с аналогичным набором функций.

Инструменты. Создание и обработка моделей для литья требует отдельного помещения с вытяжкой. Также в распоряжении начинающего ювелира должен иметься следующий инструментарий:

  • рабочее место с верстаком, стойкой с бормашиной, горелкой, поддоном, осветительными приборами, финагелем;
  • инструменты для паечных работ – стол, палочка из титана, зажигалка, припойный состав, емкости для флюса и отбела, огнеупор, борная кислота, натрия тетраборат;
  • инструменты для обработки металла — ножницы по металлу, надфили, круглогубцы, лобзик с набором пилок, кусачки и бокорезы;
  • разметочные инструменты — стальная линейка, ювелирный и штангенциркуль, чертилка;
  • правочные приспособления — ригель, плита для правочных работ, киянка, корновертки, молоток, штихели, фильеры и вальцы, фиксирующая паста, изложница.

С чего начать для того, чтобы стать ювелиром? Самостоятельно освоить теоретические и практические азы этой профессии помогут учебники – в частности можно порекомендовать книги «Ювелирное дело» В. Марченкова, «Теорию и практику ювелирного дела» Э. Бреполя, «Книгу начинающего ювелира» В. Новикова. Обучение трехмерному моделированию неплохо изложено в «Ювелирном дизайне в Rhinoceros» за авторством Э. Розетти.

Однако полноценное обучение ювелирному делу и профессиональный рост невозможен без практики и обмена опытом. В школе j-design.pro проводятся занятия, на которых ученики под руководством опытных профессионалов осваивают навыки подготовки эскизов, 3D-моделирования, отливки моделей, работы с материалами и инструментами. Опыт педагогов поможет освоить все необходимые знания и умения гораздо быстрее и эффективнее, чем при самостоятельном обучении.

Публикации по теме