На вас идут штрафные батальоны. В прорыв идут штрафные батальоны: вермахт против Красной армии

Из-за таких фильмов, как «Штрафники» Льва ДАНИЛОВА и «Штрафбат» Николая ДОСТАЛЯ, где сыграли звезды отечественного кино, может создаться впечатление, что Великую Отечественную войну выиграли уголовники из штрафных батальонов, жиденько разбавленные репрессированными офицерами, которым в спину стреляли палачи из заградотрядов. Самое время развенчать подобные небылицы.

- Досталю , заявившему, что Гитлер лучше Сталина , «потому что Гитлер уничтожал чужие народы, а Сталин - свой», и всяким гозманам-сванидзе плевать на истину, - считает 92-летний Александр Пыльцын , бывший командир роты 8-го Отдельного штрафного батальона, добровольно прослуживший в нем два года вплоть до Победы. - Мы считали, что офицерские штрафбаты - это были фактически элитные войска. Самые упорные, самые надежные. Поэтому никогда заградотрядов за ними не было. И уголовников в них не было. Командирами рот назначались только боевые офицеры, а не воры в законе, как выдумал сценарист Володарский .

Ленинградский историк Игорь Пыхалов провел колоссальную архивную работу, подтвердил слова Пыльцына и с цифрами опроверг мифы о штрафниках и заградотрядах.

МИФ 1.

У побывавших в плену и вышедших из окружения бойцов практически не было шансов пройти проверку НКВД и миновать ГУЛАГ или штрафбаты.

По сводным данным спецлагерей, с октября 1941 г. и до 1 марта 1944 г. проверку проходили 44 784 офицера и 256 208 рядовых и сержантов, побывавших в плену, и 11 602 военнослужащих, вышедших из окружения. Всего 312 594 человека.

В среднем из рядового и сержантского состава благополучно проходили проверку свыше 91 процента бойцов. К офицерам относились много жестче. Свыше трех процентов арестовывали, около 30 процентов, а с лета 1943 г. и до осени 1944 г. 36,09 процента в среднем ежемесячно направлялись в штрафбаты. Но более 60 процентов проверку проходили. Из них почти две трети возвращались в армию, остальные направлялись в конвойные войска, в оборонную промышленность или в госпитали.


МИФ 2.

Создавались тысячи неофицерских штрафбатов, в которых сложили головы миллионы штрафников.

Эти «неоспоримые» миллионы подсчитаны так. После выхода сериала «Штрафбат» Эдуард Володарский неоднократно заявлял, будто в войну у нас были «тысячи штрафбатов». Но 27 октября 2010 г. в передаче «Линия жизни» он назвал их «уточненное» число - 980. Если его умножить на 800 - предельную численность батальона, установленную приказом № 227 («Ни шагу назад!») от 28 июля 1942 г., то получится, что в них могли служить 784 000 человек. Хотя в реальности бойцов могло быть гораздо меньше. Откуда же тогда миллионы?

А вот откуда. Максимальный срок службы для «бойцов-переменников», как официально называли штрафников, был три месяца. То есть как минимум четыре раза в году их состав полностью обновлялся. А еще и воевали четыре года! Умножай не хочу. И записывай скопом в убитые. А кто проверит?

К ним добавляли якобы неучтенные батальоны, фигурировавшие хотя бы раз в чьих-либо воспоминаниях. Так, 2-я Гвардейская армия, согласно воспоминаниям украинского ветерана, обросла еще пятью неучтенными штрафными батальонами. Но никаких подтверждений эта информация не получила.

В среднем на протяжении всей войны в год воевали от силы 25 штрафных формирований, а вовсе не 65, поскольку из-за быстрого перемещения фронтов их просто не успевали создавать и укомплектовать или внезапно расформировывали.

Доля штрафников достигала максимум 0,42 процента численности действующей армии.

В таблице приведена численность ежегодно направляемых штрафников согласно архивным отчетно-статистическим документам без учета состава штурмовых бригад 1941 г., куда тоже направлялись проштрафившиеся. Всего же через Советские Вооруженные Силы за время войны прошли 34 млн. 476 тыс. 700 человек. Но вклад в Победу 428 тыс. штрафников нельзя недооценить. Они выполняли самые сложные боевые задачи, и смертность их в 3 - 6 раз превышала уровень потерь обычных войск.


МИФ 3.

Сталин придумал заградотряды, в которые набирали тюремный сброд, за обещанную свободу расстреливавший своих при отступлении.

Заградотряды были еще в армии Петра I на случай дезертирства во время Полтавской битвы. В Гражданскую войну их создавали и белые, и красные. Были они и у Наполеона , и у Гитлера для предотвращения массового бегства с поля боя.

В СССР они появились в июле 1941 г. И по сей день никому из историков не удалось найти в архивах ни одного доказательства, что заградотряды стреляли на поражение по своим. Возможно, документы еще не открыты.

«Видел заградительный отряд при обстоятельствах весьма драматических. В районе высот Пять Курганов прижали нас немцы так, что драпали мы, побросав шинели, в одних гимнастерках. И вдруг наши танки, а за ними лыжники - заградительный отряд. Ну, думаю, вот она, смерть! Подкатывает ко мне молодой капитан-эстонец. Возьми, говорит, шинель с убитого, простудишься...»

Из воспоминаний Героя Советского Союза Петра Лащенко , командовавшего дивизией в Курской битве:

«Заградотряды находились в удалении от передовой, прикрывали войска с тыла от диверсантов и вражеского десанта, задерживали дезертиров, которые, к сожалению, были; контролировали порядок на переправах, направляли отбившихся от своих спецподразделений солдат на сборные пункты. Но я не знаю, чтобы кто-нибудь из них стрелял по своим. Я запрашивал документы на этот счет, но таковых не нашлось».

Теперь сочиняют небылицы те, кто знает о войне по картинкам, - говорит кавалер ордена Александра Невского Анатолий Ефремов . - Да, на угрожающих участках выставлялись такие отряды. Эти люди не какие-то изверги, а обычные бойцы и командиры. Играли они две роли. Прежде всего готовили оборонительный рубеж, чтобы отступающие могли на нем закрепиться. Во-вторых, пресекали паникерство. Когда наступил перелом в ходе войны, я не видел больше этих отрядов.

Высшее командование часто ругало заградотряды за то, что при отступлении наших частей они сами вступали в бой, неся большие потери. Во время обороны Сталинграда заградотряд 62-й армии двое суток вел бой с превосходящими силами противника за оставленный нашими бойцами железнодорожный вокзал.

19 сентября 1942 г. командование 240-й стрелковой дивизии Воронежского фронта дало задание одной из рот заградотряда 38-й армии помочь частям зачистить рощу от группы немецких автоматчиков. Рота потеряла 31 бойца. Подобных примеров множество.

В силу специфических задач в заградотряды набирали лучших из лучших: образованных спортсменов-лыжников, борцов, пловцов, гребцов, альпинистов. А также охотников, лесников, милиционеров, пожарных. Преимущественно это были сибиряки и дальневосточники. Видимо, этим и объясняется миф «о тюремном сброде».

За что попадали в штрафбат

По данным Александра Пыльцына, с осени 1944 г. около 65 процентов штрафников составляли офицеры, побывавшие в плену, окружении или задержанные заградотрядами. Но были и другие случаи.

Один командир после боя, в котором его часть понесла большие потери, использовал пайки и водку, поступившие на убитых в этом бою солдат, чтобы помянуть их в минуту затишья. Его обвинили в разбазаривании продовольственного имущества и дали месяц в штрафном батальоне.

Для штрафников было характерно совсем другое поведение. Например, во время боевой операции батальон захватил грузовик противника, везущий немцам шнапс. Зима, холод, а тут такой трофей! Но штрафники просто расстреляли весь груз, чтобы избавить от искушения идущие следом строевые части.

Флотский офицер, начальник корабельных ремонтных радиомастерских, поймал по радио выступление Геббельса . И, подзуживаемый коллегами, перевел его речь на русский. Получил месяц за содействие немецкой пропаганде.

Раненый лейтенант попал в госпиталь, расположенный не так уж далеко от его дома. Написал жене, мол, приезжай. Жена не торопилась, муж заподозрил неладное. И сбежал домой с оружием. Застал жену в постели с любовником. Ну и рассчитался с ними по-фронтовому - обоих застрелил. Попал в штрафбат на три месяца.

Летчик по фамилии Смешной не смеялся, когда один из его подчиненных вдруг начал в воздухе совершать трюки. В итоге разбил машину и сам погиб. За отсутствие в группе настоящей дисциплины Смешного определили в штрафбат на два месяца.

Нельзя простить

В книгах Александра Пыльцына много боли и гордости за штрафников. Но один случай он не может простить командирам. Перед самой Победой большинство бойцов его штрафной роты под Берлином подорвались на минном поле. Хотя саперы сказали, что мин на нем вообще нет.

Так до конца войны меня и мучили сомнения: нет ли в том моей вины? И вот полгода спустя комбат (уже к тому времени полковник) Батурин на батальонном празднике под Берлином 9 мая 1945-го открыл мне тайну. Он сказал мне по секрету, что тогда по приказу генерала Батова нашу роту преднамеренно пустили на минное поле. Войска Батова несли там большие потери. Вот, наверное, генерал и решил за счет штрафников разминировать поле для наступления своих войск.

при чем на весь фронт таких батальонов было не более трёх.В дивизиях по штатному расписанию не могло быть больше чем одного штрафного батальона и провинившихся за то или иное преступление переводили туда сроком не более трех месяцев а если в течении указанного времени боец был ранен,проявил геройство,привел языка то он восстанавливался раньше отведенного срока в звании и во всех регалиях с направлением в свою войсковую часть. Бесспорно лишь то что основной задачей штрафных батальонов являлось прорыв линии обороны,разведка боем,удержание стратегически важных высот а так же их удержание,штурмы для отвлечения внимания противника.
Командование штрафниками осуществлялось кадровыми офицерами которых назначали приказом хотя довольно часто офицеры сами писали рапорта с просьбой назначить их командовать штрафниками.Это было обусловлено несколькими причинами:
1-Штрафная категория была несколько выше чем в войсках
2-Тройной денежный оклад
3-Год службы в штрафбате шел за три и другие "льготы"
За войну на всех франтах было порядка 65 штрафных батальонов и 1037 штрафных рот,но постоянным только был 9 отдельный штрафной батальон который просуществовал с 1942 по 1945 год.
Попадали в штрафники по множеству причин:
-Не выполнение приказа
-Трусость в бою
-Оскорбление офицера
-Пьянство
-Кража и многое другое.
Согласно положению о штрафных батальонах срок нахождения определялся от одного до трёх месяцев,то есть человек мог проходить службу не все 3 месяца но и один и два.Для уголовников исчисление шло по принципу 10 лет=3 месяцем в штрафниках,5-8 лет=2 месяцам,до 5 лет=1 месяц.
Если солдат или офицер погибал в штрафбате то его семье полагалось пенсия,так же пенсия назначалась по инвалидности но с одной оговоркой,данная пенсия не распостранялась на политических,осужденных за бандитизм,убийства и разбой.Очень интересный факт о котором мало известно,штрафбаты изначально появились у немцев а не у нас.Это случилось после зимнего отступления немецких войск когда в немецких войсках была расшатана дисциплина,моральный дух упал,появилось паникерство и как следствие массовое дезертирство и многое другое.Немецкое командование приняло меры по восстановлению дисциплины в следствии чего было сформировано 100 немецких штрафных рот (данные основаны на приказе №227).
Штрафники были так же и из ВВС СССР так называемые дисциплинарные эскадрильи в которые попадали офицеры летного состава но только за проступки не связанные с уголовными преступлениями.В такие своеобразные дисциплинарные эскадрильи могли попасть даже за неисправность своей летной машины или возращение на базу с не израходованным боезапасом.Но к весне 1943 года такой "летный штафбат" изжил сам себя.
Теперь немного о так называемых заградотрядов НКВД.В сущности основная функция заградотрядов была охрана стратегических объектов,выявление диверсантов,сбор и дальнейшая фильтрация бежавших с поля боя солдат и офицеров,формирование из них же подразделений и отправка на передовую.В 1944 году согласно приказу за №0349 29 данное формирование НКВД было расформировано а личный состав направлен в стрелковые дивизии.

Двадцать восьмого июля 1942 года вышел знаменитый приказ народного комиссара обороны — за номером 227, вошедший в историю Великой Отечественной войны как "Ни шагу назад!". Он вводил в РККА по примеру германской армии формирование штрафных частей для укрепления дисциплины. Но поддерживали ее противники несколько разными методами.

Слова про глубину катастрофы

Суровый документ появился в тяжелейшее для страны время — под ударами вермахта войска Южного и Сталинградского фронтов с тяжелыми боями отходили на восток, отступая до предгорий Кавказа и берегов Дона и Волги.

Туда, куда еще никогда не ступала с запада нога иностранного захватчика.

Приказ готовил недавно назначенный начальник Генерального штаба генерал Александр Василевский, однако нарком обороны Иосиф Сталин внес в текст существенные правки. Верховный главнокомандующий постарался найти такие слова, которые бы показали бойцам и командирам РККА всю глубину постигшей страны катастрофы.

В приказе констатировалось, что население СССР проклинает "Красную армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток… У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину".

Постоянный и переменный состав

Сталин призвал учиться стойкости у врагов, которые, по его словам, укрепили пошатнувшуюся в ходе зимнего наступления Красной армии 1941-1942 годов дисциплину созданием особых подразделений.

Он приказал сформировать в пределах фронта от одного до трех штрафных батальонов по 800 человек для средних и старших командиров и от пяти до десяти штрафных рот численностью до 200 человек в каждой для красноармейцев и младших командиров. Направлять туда следовало нарушителей дисциплины, а части использовать на самых трудных участках передовой линии.

Постоянный состав этих подразделений должен был включать проверенных и дисциплинированных офицеров и сержантов, тогда как в переменный входили штрафники, присланные искупать вину.

Нацистский ответ на поражения

Подобные части не были для РККА чем-то новым. В 1919 году, в разгар Гражданской войны, по распоряжению тогдашнего председателя Реввоенсовета республики Льва Троцкого были созданы штрафные роты, причем не только в действующей армии, но и в запасных батальонах. Однако Сталин по понятным причинам не стал вспоминать опыт своего идеологического противника по партии, предпочтя сослаться на немецкую армию.

В вермахте первые штрафные подразделения появились еще весной 1941 года. А после стратегического поражения под Москвой, Ростовом-на-Дону и Тихвином зимой 1942 года было создано сразу 100 штрафных рот, которые равномерно распределили по всему обширному Восточному фронту.

В них направлялись недисциплинированные офицеры, унтер-офицеры и солдаты — каждый в свою особую часть. Иногда эти подразделения сводили для усиления в батальоны. Общая же численность немецких штрафников почти всегда была равна составу обычной пехотной дивизии — 16,5 тысячи человек, благо понесенные потери аккуратно, по-немецки, восполнялись.

Германское командование использовало штрафные роты на самых трудных участках войны. Весной 1942 года более тысячи человек было убито в боях против советской 2-й ударной армии в районе Мясного Бора.

В Сталинграде осенью 1942 года из-за отсутствия снарядов у артиллерии именно штрафники занимались уничтожением советских танков. Поскольку ручных гранатометов — Faustpatrone или Panzerfaust — в вермахте и СС еще не было, солдаты подбрасывали под гусеницы Т-34 или КВ противотанковые мины, а затем добивали экипаж с помощью ручных гранат.

Крепость Сталинграда. Война среди руин Семьдесят пять лет назад, 17 июля 1942 года, началась Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны. В тяжелейших боях советские войска сумели уничтожить крупные соединения немецкой армии. Битва в городе на Волге стала первым шагом к великой Победе. О том, как выстоял Сталинград – в инфографике сайт

Во время прорыва блокады Ленинграда в январе 1943-го в боях за Синявинские высоты немецкий штрафной батальон, защищавший эти оперативные рубежи, за два дня потерял более 700 человек.

Яростные контратаки против русских

Штрафники отметились и во время ожесточенных схваток на Малой земле, в районе Новороссийска, где нацисты неоднократно предпринимали ожесточенные контратаки с целью сбросить советских моряков и солдат в Черное море. И каждый раз, неся тяжелые потери, люди в серо-зеленой форме откатывались на исходные позиции.

Броня крепка: от первых танков до Курской дуги Когда стороны военного конфликта не хотят прибегать к ядерному оружию, танковые войска остаются главной ударной силой сухопутных войск, и альтернативы им пока не предвидится, замечает Сергей Варшавчик.

Летом 1943 года разгорелось ожесточенное сражение на Курской дуге, в ходе которого на его северном фасе все штрафники Восточного фронта, сведенные в одно формирование в составе 9-й полевой армии генерала Вальтера Моделя, безрезультатно пытались прорвать позиции войск Центрального фронта генерала Константина Рокоссовского.

После того как саперы проделали проходы в минных полях, немецкие штрафные батальоны пошли вперед, но попали под убийственный огонь советской артиллерии, танков, пехоты и понесли большие потери. По словам одного из пленных, его рота потеряла за час боев 56 солдат убитыми, 15 было ранено, остальные бежали.

Прикованные к пулеметам

Не удалось штрафникам остановить и наступление Красной армии на Орел в июле — августе 1943-го. После этого германское командование отказалось от идеи использования подобных батальонов на одном участке фронта и вновь раскидало их по разным направлениям.

Во время обороны Днепра осенью 1943 года многие штрафники вермахта, прикованные кандалами к пулеметам в дотах, пытались сдержать форсирование реки советскими бойцами. Большинство из них отстреливалось до последнего патрона и погибло под ударами гранат и артиллерии.

В дальнейшем, по мере наступления РККА на запад, практика использования пулеметчиков-смертников при обороне важных объектов активно использовалась гитлеровцами. Вплоть до последних дней войны, когда Красная армия штурмовала немецкие города, объявленные германским командованием "крепостями".

Уголовники-каратели

Штрафники в СС использовались в качестве карательных частей против партизан и гражданского населения. Самые беспринципные человеческие отбросы в виде профессиональных уголовников и асоциальных элементов были собраны в печально известной бригаде "Дирлевангер", солдаты которой, в частности, жестоко подавили восстание в Польше летом — осенью 1944 года. За это командир бригады (в свое время осужденный за растление 13-летней девочки) после войны был убит польскими солдатами.

На острие главных ударов

В Красной армии первое подразделение штрафников было создано в 42-й армии Ленинградского фронта в июле 1942 года. Вскоре штрафбаты и штрафроты появились и на других фронтах.

Направлялись туда или нарушители воинской дисциплины (например, проявившие трусость на поле боя), или приговоренные за совершение нетяжких преступлений. Воры в законе или репрессированные по политическим статьям, как правило, на фронт не отправлялись.

Всего же за годы войны через штрафные части прошло чуть более 400 тысяч бойцов и командиров. Что составляет примерно 1,24% от 34,5 миллиона прошедших за этот период через вооруженные силы страны. При этом женщины-военнослужащие, совершившие проступки, в подобные подразделения после октября 1943 года не посылались.

Как и у противника, в Красной армии штрафники использовались на самых опасных направлениях. В частности, без них редко обходилась разведка боем перед началом той или иной операции.

Разжалованным бойцам ставились задачи и по прорыву обороны противника — как с целью отвлечения на себя его сил, так и для овладения и удержания стратегических высот и плацдармов. Иногда штрафникам поручалось вести бои местного значения — для того, чтобы сковать силы немцев на данном направлении; бывало, что они прикрывали отход своих частей на заранее подготовленные позиции.

Громадные потери за смелый рейд

В целом их боевые задачи почти не отличались от тех, которые поручались обычным стрелковым подразделениям. За одним исключением: "шурики", как называли штрафников, использовались командованием почти всегда в наступательных боях, выступая в роли штурмовых отрядов или диверсантов. Из-за этого потери у них были выше, чем в пехоте.

Так, в ходе Висло-Одерской операции в январе 1945 года 123-я штрафная рота под командованием капитана Зии Буниятова преодолела тройную линию вражеской обороны и, пройдя по тылам противника, взяла и удержала заминированный мост длиной 80 метров через реку Пилица, который был необходим нашим войскам для прохода тяжелой техники.

За данный блестящий маневр пришлось заплатить громадными потерями — из 670 человек в живых остались лишь 47. Все уцелевшие бойцы были награждены орденами, а командир удостоен звания Героя Советского Союза.

Искупившие вину смелостью, но не кровью

Несмотря на схожесть штрафных частей в вермахте и РККА, между ними были весьма существенные различия. В Красной армии боец мог искупить свою вину смелостью и досрочно покинуть ряды особого подразделения.

Зачастую разжалованные освобождались и после отлично проведенного боя.

Так, например, произошло с переменным составом 8-го штрафного батальона в феврале 1944 года, который сыграл важную роль в освобождении города Рогачев Гомельской области в Белоруссии.

По решению командующего 3-й армией генерала Александра Горбатова все штрафники, принимавшие участие в смелом рейде по тылам врага, были освобождены досрочно, независимо от того, были они ранены или нет. Кроме того, многим были вручены ордена Славы III степени, медали "За отвагу" и "За боевые заслуги".

Нацистская военная каторга

После того как красноармеец или бывший командир покидал ряды дисциплинарной части, он направлялся в свое подразделение, восстанавливался в прежнем звании, ему возвращались награды.

Ничего подобного не существовало у нацистов, где штрафникам никогда не возвращали прежних чинов и наград и крайне редко направляли в обычные части как искупивших. Обычно особые батальоны вермахта, получившие 500-е номера, можно было покинуть или ногами вперед, или сдавшись в плен.

Тех же, кто был признан солдатом "второго сорта", ожидали 999-е батальоны, которые были, по сути дела, военными каторгами, куда ссылали бессрочно на оборонное строительство — как недостойных носить боевое оружие. Сюда же попадали и те, кто не исправился в боевых штрафных частях.

Самых безнадежных с точки зрения дисциплины направляли в штрафные концлагеря, где они лишались статуса пусть и плохих, но военнослужащих, становясь просто заключенными.

Для начала небольшой ликбез, что такое штрафной батальон и история этого явления. Штрафные части - специальные воинские формирования в армии, куда во время войны или боевых действий в качестве своеобразного наказания направляются провинившиеся военнослужащие, совершившие самые разные преступления. Впервые в России штрафные формирования появились еще сентябре 1917 года, однако из-за полного коллапса в государстве и развале в армии, данные части не принимали участия в боях и были впоследствии расформированы. Штрафные батальоны в РККА появились на основе сталинского приказа №227 от 28 июля 1942 года. Формально, данные формирования в СССР существовали с сентября 1942 по май 1945 года.

Миф 1. «Штрафные части в РККА были многочисленны, половина красноармейцев воевала в штрафбатах».

Обратимся к сухой статистике численности штрафников в СССР. Согласно, архивным статистическим документам, численность (округленно) штрафников в РККА: 1942г. - 25 т. 1943г. - 178 т. 1944г. - 143 т. 1945г. - 81 т. Всего - 428 т. Таким образом всего в штрафных частях во время великой отечественной войны побывало 428 тысяч человек. Если учесть, что за время Великой Отечественной Войны, ряды вооруженных сил Советского Союза прошло 34 млн. человек, получается доля солдат и офицеров которые были штрафниками не более 1,25%. Исходя из приведенных выше статистических данных, становиться понятным, что численность штрафных батальонов сильно преувеличена и влияния штрафных частей на общую обстановку как минимум не решающая.

Миф 2. «Штрафные части формировались только из заключенных и преступников СССР».

Данный миф разбивает собственно текст самого приказа №227. «…Сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины». Для рядовых бойцов и младших командиров, виновных в аналогичных нарушениях, в пределах армии создавалось от 5 до 10 штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой). Таким образом стоит отличать штрафную роту и батальон, это принципиально разные боевые части.

Штрафные батальоны формировались из офицерского состава, которые провинились перед социалистическим отечеством, а не преступники, которых специально собрали в отдельный батальон, что бы их «немцы убили». Конечно, в штрафные части могли попасть не только военнослужащие, направлялись так же и лица, осужденные органами Советского Союза, но судам и военным трибуналам было запрещено отправлять осужденных в качестве наказания в штрафные части лиц, которые были замешаны в контрреволюционной деятельности, а так же лиц осужденных за грабежи, разбой, многократное воровство и всех лиц которые имели в прошлом судимость за выше перечисленные преступления, а так же тех кто не один раз дезертировал из РККА. По остальным делам, для отправки лица на службу в штрафные части, учитывалась личность осужденного, подробности совершения преступления и другие подробности дела. Не всем и не каждому выпадал шанс искупить своё преступление кровью перед Родиной.

Миф 3. «Штрафбаты были небоеспособны».

Однако наоборот, штрафные батальоны отличались серьезной боеспособностью и ставили эти части на самые опасные, и трудные участки фронта. Штрафные батальоны не нужно было насильно поднимать в бой, желание вернуть офицерские погоны и реабилитироваться перед Родиной было крайне велико.

По воспоминаниям Александра Пыльцина (российский и советский писатель, участник Великой Отечественной войны, историк. Награждён дважды орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу»): «Наши подразделения были срочно переброшены на самое опасное направление, усилив собой боевые порядки полка. Перемешавшись с его солдатами, мы заметили, что в их рядах возникло какое-то оживление. Ведь понимали они, что рядом с ними в роли рядовых бойцов находились недавние офицеры в самых разных званиях и в атаку они пойдут вместе. И в них будто влилась какая-то свежая необоримая сила».

Во время наступления на Берлин штрафникам приказали первыми форсировать Одер и создать плацдарм для стрелковой дивизии. Перед боем они рассуждали так: «Хоть сколько-нибудь из более чем сотни штрафников роты, да доплывут, а если доплывут - то не было еще у них невыполнимых задач. И пусть маленький плацдарм захватят, но будут удерживать его до последнего. У штрафников назад пути не будет», - вспоминал Пыльцин.

Миф 4. «Солдат штрафных частей не жалели и отправляли на убой».

Обычно данный миф идет рядом с текстом из сталинского приказа №227 «...поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины». Однако, почему-то забывают привести специальные пункты из «Положения о штрафных батальонах действующей армии», в котором указанно: «п.15. За боевое отличие штрафник может быть освобожден досрочно по представлению командования штрафного батальона, утвержденному военным советом фронта. За особо выдающееся боевое отличие штрафник, кроме того, представляется к правительственной награде». Исходя из этого становиться понятно, что главное для освобождения от наказания штрафбатом является не смерть и «пролитие крови», а боевые заслуги.

Конечно, штрафные части теряли больше солдат чем обычные гарнизоны РККА, однако не стоит забывать, что их отправляли на «самые трудные участки фронта», при этом штрафные части показывали свою боеспособность. К примеру, по результатам Рогачевско-Жлобинской операции в феврале 1944 года, когда Восьмой штрафной батальон действовал в тылу врага в полном составе, из чуть более 800 штрафников, около 600 были переведены в обычные части РККА, без «пролития крови», а именно за боевые заслуги перед Родиной. Редкая боевая задача выполненная штрафниками, оставалась без внимания командования и награждения солдат. Командование было заинтересованно в отбывания наказания красноармейцев в штрафных частях и в выполнении приказа, а не в их бессмысленной смерти на фронте. В своё время, К.К. Рокоссовский, хорошо охарактеризовал слова «искупить кровью», как не более чем эмоциональное выражение, призванное обострить чувство долга и ответственности на войне за свою вину.

Миф 5. «Штрафники шли в бой без оружия».

На самом деле, штрафные батальоны, имели вооружение ничуть не хуже чем в обычных частях РККА, а кое-где - даже и лучше, связано это было с тем, что эти части отправляли, как правило, только на «самые сложные участки фронта». Из воспоминаний уже упомянутого выше А.В. Пыльцына: «Хочу обратить внимание читателя на то, что наш батальон постоянно пополнялся новым оружием в достаточном количестве. У нас уже были ещё не широко применяемые в войсках новые автоматы ППШ вместо ППД. Получили мы и новые противотанковые ружья ПТРС (т.е. Симоновские) с пятизарядным магазином. И вообще недостатка в оружии мы никогда не испытывали.

Об этом я говорю потому, что нередко в послевоенных публикациях утверждалось, будто штрафников гнали в бой без оружия или давали одну винтовку на 5—6 человек и каждый, кто хотел вооружиться, желали скорейшей гибели того, кому оружие досталось. В армейских штрафных ротах, когда их численность превышала иногда тысячу человек, как мне рассказывал уже через много лет после войны офицер Михайлов Владимир Григорьевич (к сожалению, теперь уже покойный), командовавший тогда такой ротой, бывали случаи, когда просто не успевали подвезти нужное количество оружия и тогда, если перед выполнением срочно поставленной боевой задачи не оставалось времени на довооружение, одним давали винтовки, а другим — штыки от них. Свидетельствую: это никак не относилось к офицерским штрафбатам. Оружия, в том числе и самого современного, там всегда хватало» .

Таким образом, подходя к вопросу о штрафных частях, не в коем случае нельзя говорить о бесполезности таких подразделений и тем более отрицать героизм солдат, которые точно также сражались за свободу и независимость социалистического Отечества, как и другие части РККА. В тоже время, ни в коем случае нельзя говорить, что всё держалось на штрафных частях, что кругом были штрафные части и что их использовали как «пушечное мясо». Это самое настоящие кощунство по отношению к людям, которые прошли штрафные подразделения СССР.

ЦАМО РФ. Картотека Военно-медицинского музея по учету госпиталей.
Пыльцын А. В. «Штрафбат в бою. От Сталинграда до Берлина без заградотрядов».
Пыльцын А. В. «Страницы истории 8-го штрафного батальона Первого Белорусского фронта».

Публикации по теме